Елена Бурлака: «Наверное, у любого педагога выбранная профессия становится смыслом его жизни, а коллеги – отчасти семьей»

Фото Константина Лысенко

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают педагоги. В этот день учителей поздравляют более чем в ста странах мира.

Накануне торжества наш корреспондент побывал в гостях у своей тезки Елены Николаевны Бурлаки. Она 32 года работает в десятой школе учителем русского языка и литературы и 15 лет занимает должность заместителя директора по учебной работе.

Вместо портупеи – журнал и указка
Елена Бурлака родилась в Северном Казахстане, в селе Ольгинка. Мама, Ольга Васильевна, всю свою жизнь проработала заведующей детским садом, а папа, Николай Антонович, руководил гаражом в местном колхозе.

Интересно, что изначально девушка мечтала совсем о другой профессии – она хотела стать милиционером. Однако, как это часто бывает, судьба распорядилась иначе. С самого детства наша героиня была увлечена миром книг, и эта страсть привела ее на филологический факультет. В 1993 году Елена успешно окончила Петропавловский государственный педагогический институт, получив диплом по специальности «русский язык и литература».

Фото из личного архива Елены Бурлаки

Навстречу северной Авроре
После вуза Елена Бурлака отправилась вместе с приятельницей, преподавателем географии, на Крайний Север, в Ноябрьск. Однако вскоре подруга нашла свою любовь и спустя год уехала жить в другую страну.

Елена же без труда нашла работу: в десятой школе была открыта вакансия. В те годы учителя были очень востребованы. Директор образовательного учреждения Владимир Николаевич Бидзюра с радостью принял специалиста русского языка и литературы в свой молодой коллектив, предоставил ей кабинет и «наградил» классным руководством.

– Учеников было очень много. К примеру, только девятых классов насчитывалось шесть: А, Б, В, Г, Д и Е, – перечисляет собеседница, загибая пальцы, – три последних достались мне.

Фото из личного архива Елены Бурлаки

Мастер-класс от новичка
Путь Елены Бурлаки в педагогику начался непросто. Первые шаги в профессии были сделаны без поддержки наставника, поэтому опыт наша героиня накапливала по крупицам. Однако, несмотря на трудности, Елена обладала хорошей базой, ставшей прочным фундаментом в ее педагогической судьбе. Отличная подготовка, а также сохраненные конспекты лекций служили ей надежной опорой. Эти бесценные записи, сделанные в студенческие годы, до сих пор помогают Елене Николаевне в работе.

Коллеги нередко просились на уроки к молодому учителю, им была интересна современная методика преподавания предмета.

– Конечно, институт снабдил нас колоссальным материалом для работы, – вспоминает наша собеседница. – На кафедре был сильнейший преподавательский состав. Мы и школьную практику прошли на отлично. Уже тогда, в девяностых, когда тестирование еще не было так распространено, я использовала напечатанные на машинке опросники. В школе делала копии и на уроках раздавала их ученикам. Тесты помогали мне определять уровень знаний ребят.

Фото из личного архива Елены Бурлаки

– Вы больше словесник или литератор? В чем сложность работы с учениками?

– Я люблю преподавать литературу, особенно в старших классах. Вспоминая двухтысячные, могу сказать, что тогда ученики были совершенно иными. Они активно читали, и на уроках у нас завязывались увлекательные дискуссии. Ребята не боялись высказывать собственную точку зрения, спорили и не стеснялись своих рассуждений. Они были открытыми, много шутили, даже
шалили. Сегодняшние дети кажутся более замкнутыми и менее инициативными. Хотя они могут выразить недовольство, эмоции проявляются не так ярко. Возможно, это связано с влиянием технологий и гаджетов, которые увлекают их больше, чем живое общение. Что касается письменных работ, то ученики всегда неплохо справлялись с сочинениями. Однако сейчас наблюдается снижение грамотности: предложения становятся слишком простыми и односложными: пришел, увидел, победил, к примеру. Поэтому на уроках русского языка и литературы мы уделяем много внимания работе с текстами, используя средства художественной выразительности, чтобы предложения зазвучали красиво. Мы даже сочиняем стихи, что развивает разговорную речь и обогащает словарный запас.

– Литератору, наверное, сложно смириться с тем, что сейчас в мире наблюдается культурное табу: отвергается все русское?

– Александр Пушкин – наш классик, его знают во всем мире. Обидно, что в некоторых государствах перестали читать русскую литературу. Во многих западных странах происходят абсурдные вещи: искажаются исторические факты, разрушаются памятники, запрещаются книги. Но мы же не перестали изучать английский язык и с удовольствием читаем произведения Джека Лондона, Марка Твена. «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса остается одним из любимых персонажей россиян. Мировая классика должна быть вне политики.

Отмечу, что в России в школьную программу справедливо добавили произведения о Великой Отечественной войне, пионерах-героях, рассказы, затрагивающие важные нравственные вопросы, а также включили авторов конца XX – начала XXI века. Все, что изучается на уроках литературы, важно.

Фото из личного архива Елены Бурлаки

И некогда нам оглянуться назад
За плечами у нашей героини более тридцати лет педагогического стажа. За это время она получила множество наград, а ее открытые уроки не раз становились площадкой для обмена опытом не только на городском, но и на региональном
уровне.

С 2010 года Елена Николаевна занимается административной работой, а это ответственность за весь учебный процесс. В обязанности завуча школы входит многое – от составления расписания и планирования внеурочной деятельности до контроля за проведением государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР), организации семинаров, совещаний и педсоветов, а также посещения уроков коллег. При этом она продолжает вести девять часов литературы и русского языка в неделю, а также подменяет отсутствующих учителей. Порой рабочий день затягивается до позднего вечера, стирая границы между личным временем и профессиональной деятельностью. Работа становится жизнью,
а коллектив – второй семьей.

Елена Николаевна часто вспоминает годы, когда школой руководил Мирослав Шафран. Под его началом коллектив был настоящей командой, активно участвующей в городских мероприятиях и выездах на турслеты. Мирослав Николаевич был гостеприимным, хлебосольным. Высокий, представительный, он всем видом подчеркивал свой статус. Какая бы ситуация ни произошла, всегда был тактичным, умело сдерживал эмоции, никогда не позволял себе оскорблять других. Доверял коллегам и был настоящим локомотивом для всего коллектива. Школа без него как будто осиротела.

Фото Константина Лысенко

– Как коротает свои вечера учитель словесности?

– В студенчестве я занималась нумизматикой. Позже создавала тематические аппликации из старых журналов. Получались невероятно красивые картины. Сейчас остались только книги. Летом перечитала произведения Джека Лондона, Ивана Тургенева. Люблю рассказы Чехова, а из зарубежных авторов – выборочно. Вообще предпочитаю такие жанры, как приключения, путешествия. Еще смотрю российские детективы, они завораживают неугасаемой интригой, загадочными преступлениями и неожиданной развязкой. Мне не нравится, как снимают литературную классику – фильмы часто вызывают разочарование своей неправдоподобностью. Вообще, с возрастом серьезные произведения воспринимаются иначе. Мудрость и жизненный опыт накладывают свой отпечаток.

– У всех однажды случится пенсия. У вас есть на нее планы?

– Недавно на уроке в одиннадцатом классе у нас зашел разговор о будущем. Я в шутку обмолвилась, что после выхода на заслуженный отдых мечтаю заняться огородом – выращивать ягоды, фрукты, овощи. А еще заведу кулинарный блог и буду делиться рецептами с онлайн-аудиторией. Ученики так живо отреагировали, пообещали следить за моими успехами в социальных сетях. А если говорить серьезно, то в планах у меня переезд в Тюмень к маме и родственникам. Они давно меня ждут. Конечно, сидеть сложа руки я не собираюсь. Есть мысль попробовать себя в роли преподавателя литературы для студентов профильного вуза. Опыта у меня достаточно. Надеюсь, что все планы сбудутся. И, как мудро заметил Воланд из бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Все будет правильно, на этом построен мир».

Фото Константина Лысенко
Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

Оставить комментарий