«Записки полярного авиатора» о встречах на земле и в воздухе  

Фото Дмитрия Агатия

День гражданской авиации РФ совпадает с датой учреждения профильного совета. Хотя пассажирские воздушные перевозки зародились в России еще в 1910 году, именно 9 февраля 1923 года в СССР официально появилась гражданская авиация. В ее задачи входила перевозка пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, почты и грузов. В 1932 году появился специальный флаг гражданской авиации, была введена форменная одежда и знаки различия для персонала.

Немного истории

Нынче у российской авиации вековой юбилей. Сам же праздник утвердили только в 2013-м, когда вышел соответствующий президентский указ. В этот день командиры воздушных судов поздравляют людей в салоне во время рейса, авиакомпании и аэропорты устраивают торжественные мероприятия. К дате причастны пилоты, бортпроводники, технические работники, благодаря которым в воздух ежедневно поднимаются сотни самолетов и вертолетов.

На Ямале шумно отметят столетие гражданской авиации. Главное событие, посвященное празднику, – официальное открытие нового терминала аэропорта в Новом Уренгое. В тестовом режиме он работает с 26 декабря, приняв за это время 80 тысяч пассажиров.

Журналистская удача

В начале этого года меня настигло профессиональное везение: мне достался экземпляр книги «Записки полярного авиатора», тираж которой составляет всего 500 экземпляров. Автор – бортмеханик вертолета Ми-8 Сергей Трикачев. Лично познакомиться с Сергеем Васильевичем мне не подфартило (хотя накоротке пересекались).

По окончании Выборгского авиатехнического училища он был направлен в Мыскаменскую объединенную эскадрилью, где с февраля 1975-го по март 1978-го работал техником, затем техником-бригадиром участка трудоемких регламентов авиатехнической базы. После курсов переподготовки получил квалификацию бортмеханика вертолета Ми-8. Работал в 350-м летном отряде Мыскаменского объединенного авиаотряда.

В середине 1980-х случай привел Сергея в Ноябрьск, где он встретил летунов, с которыми начинал воздухоплавательную карьеру, – так бывает в жизни, особенно в авиации. В октябре 1984-го Трикачев перевелся из Мыса Каменного во вновь создаваемое авиационное подразделение, до июня 1991-го работал в Ноябрьской объединенной авиаэскадрилье. Сергей Васильевич – бортмеханик первого класса, налет у него более семи тысяч часов, из них свыше пятисот – ночью.

«Записки» – это триста страниц текста о людях, с которыми свела его судьба и работа. Это истории полярных авиаторов, уникальные черно-белые снимки семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века, фото документов тех лет. Тридцать пять глав со звучными названиями, от которых веет вьюжными просторами: «Фактория Морды-Яха», «Мамонт с Гыдана», «НЛО в небе над Ямалом», «Ночь на Мысе Парусном» – географические точки оживают, обретают реальные очертания, отдают запахом мороженой рыбы, окутывают нежной овчиной зимних тулупов.

От чтения становится тепло: словно слышишь спокойные интонации вертолетчиков в самые экстремальные моменты взлета и посадки, когда в салоне все дрожит и трясется. И знаешь: летающая стрекоза непременно справится.

Пролистываю страницу за страницей, разглядываю фотографии, в подписях к ним нет-нет да и промелькнут знакомые фамилии. А вот и заветное повествование, глава называется «Впервые в Ноябрьске»: «В декабре 1981-го был скомплектован экипаж – командир звена Анатолий Беловин, второй пилот Владимир Акимов, бортмеханик Сергей Трикачев, который должен был выполнить спецрейс: перевезти из Яр-Сале в Мегион ямальского прокурора. Прошли подготовку по новому маршруту: Мыс Каменный – Яр-Сале – Надым – Ноябрьск – Мегион. Поселок Ноябрьский – будущий город – встретил нас сильным морозом, минус 45. Сели на площадку, именуемую у летающих нефтяников-вахтовиков «Вертодромом дирекции».

Минуя технические подробности, хотела бы остановиться на описании автором «цивильного по меркам Севера строящегося города»: «Мы успевали только головами вертеть: такого не было нигде – ни в Амдерме, ни в поселке Тазовском, ни в районном центре Яр-Сале. Почта, мебельный магазин, улица Энтузиастов, Барский поселок… Вывеска на двухэтажном здании гласила, что это гостиница «Лесная». Потом была банька с веником, ужин, под разговоры и воспоминания скоротали вечер».

«Огненный» сообщает

«Огненный» – позывной аэропорта Мыса Каменного. В советское время все аэропорты и аэродромы имели свой позывной. По сравнению с другими (Диксон – «Волкодав», Салехард – «Девица», Воркута – «Гнедой»), позывной «Огненный» был красив и романтичен. Слог у Трикачева образный, выпуклый, реально видишь картинку. Надеюсь, что «Записки» будут оцифрованы и найдут место на просторах интернета.

С волнением вчитываюсь в истории. Командира вертолета Ми-6 салехардского отряда Владимира Обливина я знала по его работе в частной авиакомпании «АвиаГарант», что открылась в начале девяностых в Ноябрьске. В книге описаны и другие мои знакомцы: Сергей Витер, Виталий Яровенко. Это уже в связи с увлечением Сергея Трикачева музыкой и видео. Экземпляр «Записок полярного авиатора» пришел ко мне с дарственной надписью: «Людмиле Бондыревой, журналисту ноябрьских СМИ, не понаслышке знающей работу пилотов на Крайнем Севере.

 

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

Оставить комментарий