Юбилейная дата южного ямальского форпоста как магнит притягивает в гости тех, кто стоял у его истоков.
Мы снова все вместе
Педагоги общеобразовательных учреждений, детской школы искусств имени Петра Чайковского и детской музыкальной школы № 2 имени Виктора Коха, специалисты по работе с молодежью приехали в канун Дня учителя, который они чтят наравне с Днем знаний. Программу визита составили так, чтобы у первопроходцев школьного обучения было время посетить организации, в которых они начинали свой северный путь. Достопримечательности, изменившие облик Ноябрьска, были для них важны, но главное – общение с коллегами и воспитанниками.
Во время экскурсий по природно-этнографическому комплексу «Нум», Ноябрьск-парку, артрезиденции «Миксер» учителя не скрывали восторга и удивления. Впечатления от образовательных пространств в детском технопарке «Кванториум», от кабинетов и мастерских художественного отделения ДШИ – это вообще тема для отдельного разговора.
Что же в первую очередь поразило бывших ноябрян, многие из которых поселились в Тюмени, Омске, Перми, Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге? Этот вопрос мы задавали всем. Отвечали на него по-разному.

Профессия дальнего действия
Глуся Корнута работала с 2000-го по 2018-й год специалистом по работе с молодежью в подростковом клубе «Высокий полет».
– То, что было создано за шесть лет моего отсутствия в Ноябрьске привело меня в неописуемую радость. Площади, скверы, спортивные сооружения, молодежные кафе – есть простор для творческих начинаний. Не надо собираться в подъездах на лестничных площадках, не надо спускаться в подвалы для занятий в тренажерке, – отметила Глуся Фаатовна. – Те клубы, которые мы посмотрели, отличаются от наших, как небо и земля: у нас не было такого оборудования, компьютеров и разных гаджетов. Не было специалистов, которые бы разбирались в искусственном интеллекте и могли бы с легкостью управлять дронами и другими летательными аппаратами. В наше время дворовая педагогика тоже давала положительные результаты, подросткам было куда пойти и с кем поделиться своими проблемами. Мы помогали по мере возможности. В основном были нацелены на профориентационную работу: ездили с парнями и девушками на предприятия, в цеха, выезжали на промыслы. Это была кропотливая работа по выстраиванию их ближайшего будущего. Сейчас в молодежке все технологично и структурированно, ребятам некогда валять дурака, да и хулиганить уже совсем не модно. Требования времени – получение разноплановых знаний: молодые идут вперед. Рвут горизонты, стремятся вверх. Они научились успевать.
Художественное отделение детской школы искусств, находящееся в отдельном здании, показалось сказкой для Людмилы Никитиной. Когда-то она начинала работу в ДШИ по созданию подготовительного отделения. Сегодня трехлетними «подготовишками» уже никого не удивишь: семена, брошенные Людмилой Александровной на удобренную культурой почву, проросли. Чтобы записаться в кружок, студию, ансамбль или другой творческий коллектив, ребенок должен пройти тестирование, показать свои способности – спеть, сплясать, продекламировать что-либо. Очередь на такие прослушивания есть всегда.
Об изменениях в культурном облике города поведала в коротком интервью Янина Витер, проживающая сейчас в Калининграде, но оставившая свое сердце на малой родине.
– Ноябрьск – культурная столица округа, именно так обозначили южную локацию ЯНАО. Воспитанники музыкальной школы, ДШИ, театральных студий, ансамблей и различных творческих объединений поступают в самые престижные культурные вузы и училища страны. Мы слышим их имена с высоких российских сцен, это наполняет наши сердца гордостью. Я приехала на Север девятнадцатилетней девчонкой в 1983 году, к маме с папой. Работала в детской школе искусств. А когда в 1988-м построили музыкальную школу, то это был настоящий праздник. У нас оказалось 260 учеников на 26 преподавателей, кабинеты были далеко не у всех музыкантов. Занимались в две смены, но это были такие мелочи, что на них никто не обращал внимания. Мы верили, что у города особая судьба, ведь возводили его собственными руками. Сейчас в Ноябрьске растет моя младшая внучка Мия, здесь трудится мой сын Алексей. Я приезжаю сюда домой, именно домой, а не в гости. Посмотрите, сколько отделений открылось в музыкальной школе, какие огромные средства выделяют сегодня на приобретение инструментов! И какой замечательный Губернаторский оркестр «Ямал» родился в стенах нашей музыкалки! Я счастлива быть в родном городе.

Слагаемые учительского братства
Еще одна памятная встреча, о которой хотелось бы рассказать, произошла в эти дни с Людмилой Бушуевой и Фаиной Дикидзиной. Помнится, что в Ноябрьск они прибыли в начале девяностых. В 1983 году Людмила и Фаина окончили Пермский государственный университет, физический факультет. Дружило их четверо, в одной группе с ними были Ирина Гребнева из города Лысьва и Зинаида Пермякова из провинциального местечка Верещагино. Жили девушки в комнате студенческого общежития. К слову, длится их дружба 47 лет, проверенная Крайним Севером и житейскими передрягами.
Первыми в Ноябрьск в 1989 году приехали Бушуевы – Людмила и Сергей, с двумя девочками, Катей и Дашей. Следом – в 1991-м – подтянулись Ирина и Павел Гребневы с дочерью Татьяной, с ними приехала Зинаида Пермякова. Через год к подругам примкнула Фаина Дикидзина с мужем Александром, сыновьями Дмитрием и Владимиром, дочкой Женей. Поначалу жили кто в третьей школе, кто в шестой.
Я думаю, что более представлять этих педагогов не надо, их помнят коллеги, дети и родители. В этот свой приезд в октябре 2025-го они первым делом отправились к Ирине Гребневой, директору школы № 2. Жаль, что не смогла приехать из Перми их четвертая подруга – Зинаида Пермякова. В школе № 3 ее всегда ждут: умного математика и мудрого воспитателя.
Завершим повествование о педагогических первопроходцах фразой Людмилы Бушуевой, которая появилась на ее странице в соцсети «ВКонтакте»: «Для многих Ноябрьск так и остался городом молодости, взросления и робких шагов в зрелую жизнь. Вспоминая те дни, сердце наполняется теплотой и гордостью. Дорогие мои коллеги, спасибо вам за то, что были рядом все эти годы, поддерживали, делились радостью побед и переживали неудачи. И пусть судьба разбросала нас по разным уголкам страны, мы будем встречаться вновь. Ведь наши сердца навсегда остались здесь – в любимых школах».
