Роботы, LEGO, программирование. В «Надежде» подрастают будущие IT-специалисты

Фото Дмитрия Агатия

Как изменились сегодня детские сады со времен открытия в 1863 году первого дошкольного учреждения в Санкт-Петербурге, так это ни в сказке сказать, ни пером описать. Разница как между небом и землей. Одно осталось неизменным: любовь и внимание воспитателей к воспитанникам, умение сопереживать им, утешать, понимать. Вести за собой. Открывать шаг за шагом окружающие красоты. Многие всю жизнь помнят заботливые руки нянечек, названия групп – «Ягодка», «Непоседы», «Радуга», не забудут клоуна или муравья, нарисованного на шкафчике с одеждой. Все это в детстве было важным и значимым. Вот и сегодня мы окунемся в мир малышей и подготовишек, узнаем, что такое «ИКаРёнок», фестивали научно-технического творчества, конкурсы проектов. Добро пожаловать в ДОУ «Надежда»!

Реалии нашего дня: изучение различных дисциплин начинается в младшей группе детского сада. Педагоги ДОУ «Надежда» не боятся экспериментов. Они смело идут вперед, осваивая методические новшества.

Удивительные головоломки и полезные опыты

Осваивать предметно-пространственную среду, направленную на развитие у детей IT-навыков, в детском саду начали примерно пять лет назад. Педагоги прошли специальные курсы: «Инновационные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса», «Основы робототехники и LEGO-конструирования», «Алгоритмизация, программирование и исследовательская деятельность в дошкольном образовании». В 2017 году «Надежде» был присвоен статус муниципального ресурсного центра, направленного на развитие технического творчества и проектно-исследовательской деятельности дошкольников «Парк ИКБ «Инженеры конструкторы будущего».

Как на практике реализуются эти мудреные направления, нам разъяснила старший воспитатель и методист Раиса Путятова.

– Сегодня мы продемонстрируем три блока работы с детьми разного возраста. Под чутким руководством Фариды Кадиевой воспитанники младшей группы покажут, как можно управлять моделями машинок, которые они сами же собрали. Среднее звено будет оттачивать логику и мышление с помощью мини-роботов «Пчелка», а направляет их мыслительный процесс основоположник алгоритмики в нашем городе, разработчик дидактических игр Наталья Литвиченко. Ребята из подготовительной группы начнут собирать и программировать модель с помощью специальной программы по схеме, заложенной в персонал ноутбука.

Скажу сразу, что, прежде чем внедрять обучающие инновации в воспитательный процесс, воспитатели прошли не одни курсы и тренинги и продолжают ежедневно совершенствоваться. У детского сада заключено соглашение с Российской ассоциацией образовательной робототехники, в рамках договоренностей к нам приезжают специалисты из Москвы, читают лекции, отрабатывают практические занятия. В лекционный период к нам присоединяются и другие детские сады: «Улыбка», «Золотая рыбка», «Мальвина», «Синеглазка», «Ручеек». Вот этот дошкольный технопарк, который вы видите, в нашем городе открылся одним из первых: в этом плане округ нисколько не отстает от продвинутых мегаполисов, таких как Москва и Санкт-Петербург.

Воспитанники «Надежды» неоднократно побеждали в региональных фестивалях «РобоФест-Ноябрьск-ЯНАО», наши команды уже пять лет участвуют во всероссийском робототехническом форуме «ИКаРёнок».

Надежда на умный детский сад

От Раисы Яковлевны Путятовой я впервые услышала об обучении по принципу 4К, включающим в себя востребованные сегодня навыки: критическое мышление, креативность, коммуникацию, координацию. Развивать эти умения надо с младых ногтей, ведь с телефонами, планшетами и прочими гаджетами дети сегодня начинают играть еще в пеленках, вместо погремушек, пирамидок и всяких ванек-встанек.

Вытирая вспотевший от такого обилия информации лоб, спешу к воспитателям посмотреть на практике, как наши малыши становятся вундеркиндами.

– Не все дети занимаются конструированием и программированием, – успокаивает меня старший воспитатель, – многие любят петь, танцевать, рисовать. Они следуют своим фарватером и направляют творческую энергию в иное русло.

Между тем младшая группа уже собрала модели-машинки: дети, дружно взяв в руки пульты, гоняли свои автомобили в разные стороны. Девчонки не отставали от мальчишек, а то и опережали будущих конструкторов.

– Нельзя понимать инженерное образование буквально, – говорит Фарида Кадиева. – Навыки работы в команде пригодятся в любой профессии.

Фото Дмитрия Агатия

Следующий урок был еще увлекательнее: полосатый би-бот двигался от картинке к картинке, направляемый капитанами Яриком и Мишей.

– Можно задать маршрут попроще, а можно и со множеством поворотов, – улыбается Наталья Литвиченко. – Например, паук находится в нижнем квадрате, а паутина – в самом вверху таблицы, ему надо до нее домчаться как можно быстрее. Дети сами находят оптимальные решения для таких задач.

Окончательно обворожили меня мальчики из подготовительной группы: обладая абсолютно гуманитарным восприятием мироздания, я не могла понять, откуда берутся металлические птички, почему они начинают вращаться и при этом скрипеть-щебетать.

– Все заложено в программе у ребят на компьютерах, – поясняет Люция Арсланбекова. – Пользоваться мы ей научились еще в прошлом году, поэтому сегодня Максим, Артем и Ярослав легко справляются с этим заданием.

Фото Дмитрия Агатия

Педагоги перечислили еще массу полезных навыков, которые формируются в процессе обучения, не только 4К. Например, воспитание публичности: поездки на соревнования по робототехнике в Новый Уренгой, Омск, Москву стали для ребят привычными, они научились защищать свои конструкции и сооружения, получая при этом высокие баллы и завоевывая призовые места.

Слушая воспитателей и разглядывая атрибуты технопарка, я мысленно перефразировала оду Михаила Ломоносова: «Науки малышей (не юношей!) питают…» В наше время так правильнее.

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

Оставить комментарий