Этой осенью Новый Уренгой стал площадкой для обсуждения перспектив развития сферы образования в регионе. Состоялся VII Арктический образовательный форум.
На нем присутствовали 80 федеральных экспертов и 450 слушателей. Более 5 000 человек посмотрели трансляции онлайн. Занятия проходили на 20 тематических площадках. Педагогам вручили 21 высокую награду. Были подписаны соглашения о сотрудничестве с вузами, издательством, обучающими центрами.
Атмосфера продуктивной работы
Пленарные заседания и тематические лекции проходили в Арктическом лицее газовой столицы округа, арт-резиденции «СОВА», кванториуме «Лаборатория». Центральным событием форума стало подписание заместителем губернатора округа Ириной Новоселовой от имени правительства Ямала соглашений о сотрудничестве с издательством «Просвещение» и Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом.
На церемонии открытия образовательного съезда Ирина Новоселова наградила лучших представителей учительства. Среди них два ноябрьских педагога. Светлана Назаренко, преподаватель информатики школы № 7, удостоена медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Почетное звание «Заслуженный работник образования ЯНАО» получил учитель основ безопасности и защиты Родины школы № 8 Олег Жеребчевский.
Участники форума посетили лекции выдающихся коллег, среди которых был Исаак Калина, экс-министр образования Москвы, автор знаменитых столичных реформ образования, доктор педагогических наук.
Технологический суверенитет
Систему образования Ноябрьска представила делегация специалистов профильного департамента, директоров школ, руководителей учреждений дополнительного образования, педагогов-предметников. Были детально рассмотрены направления развития арктического образования на период до 2030 года. Речь шла об изменении системы обучения школьников, о цифровизации учебной деятельности самих образовательных учреждений (когда при изучении какой-либо темы учителем может стать искусственный интеллект). Эксперты ведущих ИТ-компаний представили свои решения в области использования ИИ.
Вот как отозвался о ключевых темах форума руководитель центра «Ювента» Александр Лихошерст:
– Внедрение в обучение искусственного интеллекта – одно из направлений нашей деятельности. Главными же как были, так и остаются занятия по инженерному конструированию, робототехнике, программированию.
Особое внимание форумчан привлекла лекция Елены Хлесткиной, члена-корреспондента РАН, директора Федерального исследовательского центра Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Николая Вавилова. Говорить о генетике простым и понятным языком могут далеко не все доктора наук, именно поэтому доклад Елены Константиновны оказался интересным всем, а не только биологам.
Новые векторы развития
Сенатор от Ямала Владимир Пушкарев работал на дискуссионной площадке «Арктика для туриста. Туристический потенциал Арктической зоны и его кадровое обеспечение». Спектр рассматриваемых вопросов был широк: как повысить интерес школьников к естественным наукам, как увлечь подростков историями освоения Арктики и пробудить в них интерес к краеведению?
Заметим, что сегодня руководство округа уделяет пристальное внимание развитию отрасли гостеприимства. Так, в разработанных стратегических направлениях Арктической зоны России до 2035 года акцент сделан на строительстве отелей и улучшении транспортной доступности через развитие железных и автодорог, модернизацию аэропортов. В малых арктических городах ощущается нехватка комфортных гостиниц, кафе, профессиональных гидов с навыками выживания в экстремальных условиях.
Вывод, сделанный экспертами: для развития туризма на территории Ямала нужны специализированные образовательные программы в школах и колледжах.

Поливать то, что растет
На площадке «Дополнительное образование детей в контексте запросов реального сектора экономики» Дмитрий Жадаев, замдиректора Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования университета «Просвещение», познакомил педагогов с последними изменениями в нормативных документах в сфере допобразования. В них сделан акцент на воспитание патриотизма и профессиональное ориентирование учащихся.
В рамках предметных дискуссий состоялся конструктивный диалог по проблемам школьного исторического образования. Как преподавать новый курс, если нет учебников? Как на уроках истории воспитать гражданина? Об этих наболевших вопросах говорили открыто и эмоционально.
Преподаватель русского языка и литературы школы № 9 Юлия Бичурина с восторгом отзывалась о работе на исторической площадке:
– Я филолог, но на одном дыхании внимала спорам коллег и даже высказалась сама. Очень интересно и познавательно.
Ярким завершением форума стал традиционный педагогический КВН, продемонстрировавший юмор и смекалку учителей.
Участники этого масштабного обучающего мероприятия все как один подчеркивали творческую атмосферу, царившую во время проведения лекций, семинаров и пленарных заседаний: именно такие встречи и такой формат общения вдохновляют на дальнейшую работу.
P. S. Во время Арктического форума счастливая звезда взошла над ямальской системой образования: в полной мере раскрылся мужской учительский потенциал. Три педагога привезли с авторитетнейших состязаний прекрасные результаты, впереди – Ноябрьск, Салехард, Новый Уренгой. Юрий Сысенко из ноябрьской коррекционной школы завоевал второе место на VIII Всероссийском конкурсе «Учитель-дефектолог России – 2025»; первое место на соревнованиях «Мастер года – 2025» занял преподаватель производственного обучения по направлению «Туризм и гостеприимство» Ямальского многопрофильного колледжа Михаил Иванов; преподаватель русского языка и литературы школы № 3 Нового Уренгоя Руслан Мамакин вошел в семерку призеров Всероссийского конкурса «Учитель года».
