Изящество рифм и души. Ирина Коваль не только берет от жизни все светлое, но и дарит свет окружающим

Иногда судьба преподносит нам подарки в виде знакомства с интересными людьми. Я подозреваю, что таких подарков могло бы быть намного больше, если бы наши глаза, уши и души были готовы их принимать.

ЛЮБОВЬ К СЦЕНЕ

Ирину Коваль трудно не заметить и не услышать. Особенно мужчине. Яркая, красивая женщина. Талантливая актриса. Поэтесса. Хотя сама себя таковой не считает – говорит, это не стихи, а просто слова. А я не согласен. Дело ведь не в изяществе рифм, а в особенности мировосприятия. Когда солнечный луч, пробивающийся сквозь щель в портьерах, может пробудить в душе целую бурю эмоций. Когда морозный узор на оконном стекле чувствуешь кожей, как будто она сама становится хрустальной.

В общем, Ирина – человек с очень богатым внутренним миром. И так получилось, что кусочек этого мира она сумела открыть мне. Точнее, это я сумел его увидеть.

Героиня нашего очерка родом из Харькова. Говорит, в детстве была робкой, закомплексованной. Все время боялась сделать что-то не так, огорчить родителей, подвести одноклассников. Синдром отличницы давил на голову как гидравлический пресс, и ничего с этим девочка поделать не могла. Пока не стала совсем взрослой.

А пока Ира оканчивает одиннадцатый класс школы и готовится поступать в театральный институт – на режиссера. Тягу к сцене ей привила бабушка. Поклонница искусств, она водила внучку по театрам (благо в полуторамиллионном Харькове их хватает), давала читать хорошие книги. На школьных вечерах Ирина выразительно декламировала стихи. Правда, пока не свои, а чужие. Хотя сама начала писать лет с тринадцати.

– Зачем тебе режиссура? – говорили преподаватели перед вступительными экзаменами. – Для этого нужен жизненный опыт, большой багаж знаний. А ты только школу окончила. Иди лучше на актерский. С твоими-то данными поступишь без проблем.

Так, в общем, и получилось. По сумме вступительных баллов Ирина была второй в потоке.

ДРУГИМИ ГЛАЗАМИ

Четыре года учебы пролетели как один день. Яркий и солнечный, как карнавал в Бразилии. Этюды, репетиции, показы, «Карл у Клары украл кораллы», бесконечные дискуссии о технике Михаила Чехова и пластике Романа Виктюка. Это был мир, войдя в который со служебного входа, потом трудно выйти.

Разослав резюме сразу в несколько театров, выпускница получает приглашение из Смоленска. В тамошнем драмтеатре новенькую сразу начали вводить на роли, в том числе главные – редкая для молодых актеров удача. Сыграла даже Сашеньку из чеховского «Иванова».

Творческая жизнь била ключом на протяжении четырех месяцев, а потом Ирина… уволилась. Кто знает, что поспособствовало этому в большей степени? Может, зарплата в восемь тысяч рублей, а может, то, что в Харькове ее ждал голубоглазый блондин с улыбкой, от которой можно сойти с ума…

После свадьбы Ирина вместе с мужем уехала в С-ск. Ее взяли в местный драматический театр, но больших ролей не было. Сам город производил на девушку гнетущее впечатление своей серостью. Унылая однообразная архитектура, унылое однообразие жизни вгоняли в депрессию. Так продолжалось три года, потом супруги бросили все и уехали в Санкт-Петербург.

Культурная столица закружила в водовороте интересных событий, знакомств, ярких эмоций, но и там был свой минус. Работу актрисы Ирина так и не нашла. Случайно подвернулось место экскурсовода в Музее варежек – было одно время в Питере такое учреждение. Работа оказалась настолько интересная, что наша героиня даже на время забыла о сцене. Музей поддерживал ряд благотворительных проектов, опекал детей-инвалидов, сирот, и Ирине часто приходилось работать с ними. Этот бесценный опыт открыл жизнь с другой стороны, научил человечности, состраданию, помог осмыслить вещи, о которых она раньше не задумывалась.

– Среди моих подопечных были дети с особенностями в развитии, – вспоминает собеседница. – Общаясь с ними, я поняла, что никакие они не больные. Просто у них другой взгляд на мир, не такой, как у нас. Так может, это мы все больны?

Питерский период жизни был интересным, но недолгим. Вскоре супруги получили приглашение в Ноябрьск. Здесь открывался первый на Ямале профессиональный городской театр. И так получилось, что Ирина Коваль стала его первой актрисой.

ОНА ТАКАЯ РАЗНАЯ…

Поначалу предложение ей очень не понравилось. Только уехали из провинции, и что, опять возвращаться в какую-то дыру? Однако, в отличие от С-ска, Ноябрьск не показался дырой. Он был уютным, компактным и благоустроенным, а жители города – активными, напрочь лишенными провинциальной косности и инертности.

– У меня есть любимые места в Ноябрьске, – делится Ирина. – Это, к примеру, лестница в храм и прилегающий к ней лес. Зимой я люблю наши ледовые городки, всегда катаюсь с горок. А летом езжу на велосипеде на озеро Ханто. Там тоже очень красиво.

В плане профессиональной реализации Ноябрьск тоже оказался настоящим городом мечты. Вряд ли у какой-нибудь столичной звезды театра есть такое количество ролей. И все они настолько разные, что трудно даже вообразить, как актрисе удаются такие радикальные перевоплощения. Вот она разбитная пройдоха-цыганка в «Новых зимогорах», вот элегантная дама из высшего общества в «Клиническом случае». Сегодня это юная жена вельможи из «Доходного места», а завтра – старая Лошадь из «Очень простой истории».

Есть у Ирины любимые роли. Это глуповатая и наивная Агафья Тихоновна из гоголевской «Женитьбы», пожилая, битая жизнью тетка из «Женской доли», которая по ходу пьесы вдруг преображается в секс-символ. Наконец, это Мэри Поппинс. Собственно, именно под Коваль режиссер Игорь Сывороткин в свое время и ставил этот спектакль.

– Когда я первый раз увидел Ирину, меня словно током ударило: да это же типичная Мэри Поппинс! Я подумал, что нужно обязательно сделать такой спектакль в Ноябрьске. И очень хорошо, что у нас все срослось, – рассказывал мне режиссер после премьеры.

– Я люблю яркие, эксцентричные роли, которые несут зрителю позитивные эмоции. Я и сама подзаряжаюсь энергией от таких героинь, – говорит Ирина.

Актриса подзаряжается энергией от своих ролей, а жители города получают заряд позитива от нее самой. И те, кто ходит на ее спектакли, и те, кто посещает ее поэтические вечера. А недавно наша героиня нашла себе еще одно дело. Она ведет «Женский круг». Так называется группа, в которой занимаются духовными практиками, помогающими познать свой внутренний мир, очистить сознание от всего, что его отягощает. Окончила специальные онлайн-курсы и через Интернет бросила клич. Желающие войти в круг нашлись быстро.

– Мы, женщины, воспринимаем жизнь через эмоции. Бывает, что они нас захлестывают и мы не можем понять причину, почему нас «накрывает». И вот с помощью таких практик стараемся разобраться в себе, в своих чувствах, – говорит Ирина. – Осознание себя приходит через определенные ритуалы. К примеру, вот у меня остался глоток кофе, и я даю себе установку: вместе с ним я вливаю в себя спокойствие и хорошее настроение. Главное – правильно настроиться.

Мужчины в «Женский круг» не допускаются, но это не означает, что сильный пол здесь не пользуется расположением. Напротив, моя героиня утверждает, что только влюбленная женщина может жить полной жизнью, созидать, творить и быть по-настоящему счастливой. Ирина не скрывает, что и сама является таковой.

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

Оставить комментарий