Фальшивые полисы ОСАГО – результат сговора между автовладельцем и агентом?

Фото Анастасии Даниленко

«Уходящая натура» – так сегодня называют агенты «топовых» компаний автостраховщиков фальшивые полисы ОСАГО. Хотя подделки, по отзывам специалистов, нет-нет да и появляются у российских автовладельцев. Но бороться с этим явлением стало гораздо легче, чем в тех же девяностых.

Консультацию по этому вопросу дает директор филиала страхового общества «РЕСО-Гарантия» в Ноябрьске Евгений Соболевский:

– Несколько лет назад липовых полисов было много. По нашим сведениям, печатали фальшивые бланки ОСАГО в Молдавии, на бывших фабриках «Гознака», то есть эти подделки были неотличимы от настоящих. При этом номера выбирали произвольно, и они часто совпадали с настоящими бланками. Из-за этого многие страховые компании попадали в ситуацию, когда их заставляли делать выплаты за ДТП, которые их клиенты не совершали. В этом случае восстановить истину можно было только в суде. Сейчас такого уже нет. Но существует другой нюанс, который формально и криминалом не назовешь. Например, человек идет регистрировать транспорт в ГИБДД, перед этим находит агента, скажем так, не очень чистоплотного, который ему оформляет липовый полис, автовладелец пытается поставить машину на учет в Госавтоинспекции, однако электронная система этот полис аннулирует как ошибочный.

Вопрос: зачем такие сложности нужны автовладельцу? Для регистрации ГИБДД такой полис не подходит, потому что его обязательно проверят в базе Российского союза автостраховщиков (РСА). Если только показывать сотрудникам полиции на каких-либо загородных или сельских дорогах, но они тоже могут провести сверку с вышеупомянутой базой. На федеральных трассах любой непорядок в документах (просроченные права, фальшивый полис) сразу превращается для водителя в проблему. Кстати за подделку можно получить штраф или даже уголовный срок. Так что лучше иметь настоящий полис ОСАГО, оформленный в официальном офисе одного из автостраховщиков.

Чтобы полис не подвел

– Среди клиентов встречаются люди, которым свойственна прижимистость. Поэтому видя, что в Интернете можно купить полис ОСАГО подешевле, некоторые граждане идут на подобный шаг. Но при этом нет никакой гарантии, что документ не фальшивый, – продолжает Евгений Соболевский. – Если вы пришли в официальный офис известной страховой компании, то нарваться на липовый полис ОСАГО практически невозможно.

Легальный документ не подведет владельца и в случае ДТП. Система устроена так, что пострадавшая сторона идет в свою страховую компанию, которая возмещает ущерб, и уже после выставляет счет компании виновника аварии. А если у него нет полиса (фальшивые по закону рассматриваются как недействительные), то и платить за причиненный вред человек будет из своего кармана.

Суров закон, но это закон

С 1 марта на территории России вступают в силу новые поправки к закону о прохождении техосмотра автомобиля. Без него компании автостраховщиков выдавать полиса ОСАГО автовладельцам не будут.

Консультирует государственный инспектор технического надзора ГИБДД ОМВД России по городу Ноябрьску Александр Харченко:

– При прохождении техосмотра эксперт будет фотографировать автомобиль при заезде на станцию и после осмотра при выезде. На каждом цветном (!) снимке должны быть видны номерной знак машины, ее марка и цвет кузова. После техосмотра фотографии заносятся в электронную диагностическую карту и отправляются в электронные базы ЕАИСТО (официальная база ГИБДД России) и Российского союза автостраховщиков, где хранятся минимум пять лет.

Это касается всех видов транспорта – легкового, грузового, пассажирского. Что немаловажно, сотрудники ГИБДД в обязательном порядке будут участвовать при прохождении техосмотра «маршрутками» и автобусами, то есть транспорта для перевозки пассажиров. При этом обязательна и система геометок, которые выставляются в радиусе 15 метров от того места, где автомобиль проходит техосмотр. Кроме этого, в силу вступают и новые штрафы, вплоть до уголовной ответственности, за поддельные страховые полисы и диагностические карты. Одним словом, вся процедура ужесточается.

– То, что государство решило в этом вопросе пойти по жесткому пути, – правильно. Зачастую приезжает автомобилист оформить страховку, а у него машина на ладан дышит: рулевая рейка разболтана, шаровые опоры на грани отрыва, трещины на тормозных шлангах и прочие «радости», – поделился своим мнением Евгений Соболевский. – Хотя, честно говоря, в последние годы транспорт стал гораздо качественнее: меньше вредных выхлопов, нет течи масла и жидкостей.

Весной прошлого года Госдума России освободила от техосмотра машины, с момента выпуска которых прошло меньше четырех лет. С 1 марта 2021 года автомобили в возрасте от 4 до 10 лет должны будут проходить ТО раз в два года, а машины старше 10 лет – ежегодно.

ГИБДД советует водителям

– Хочется отметить, что на каждую машину при прохождении техосмотра установлен лимит времени: на легковую – 30 минут, на грузовую – 40. Если заехал на станцию в 10.30, то и выедешь с нее ровно в 11.00 или в 11.10. Все будет строго фиксироваться, – рассказывает государственный инспектор технического надзора ГИБДД ОМВД России по городу Ноябрьску Александр Харченко. – Если машина выехала со станции техобслуживания раньше, то карта аннулируется, она становится недействительной. А без нее полис ОСАГО не получить, и когда сотрудник ГИБДД обнаружит, что его нет, придется платить штраф. Такси должны проходить ТО раз в полгода, грузовые автомобили и автобусы – новые и подержанные – раз в год.

– Одним словом, с 1 марта порядок такой: сначала техосмотр, потом полис ОСАГО. Хотя мы можем выписать полис и без прохождения ТО, но дооформлять документ не будем, пока автовладелец не проведет диагностику автомобиля. В городе у нас три лицензированных пункта техосмотра: ИП «Рыбалкин», ИП «Гвоздарев» и ООО «Лидер». Если у страхователя есть диагностическая карта и действующий полис, допустим до 1 октября 2021 года, то проходить новое обследование пока нет необходимости, – отмечает заместитель директора страхового общества «РЕСО-Гарантия» Алла Айдинова. – Также хочу предостеречь водителей от сговоров с «липовыми» агентами, обещающими все сделать быстрее и дешевле. Потом ваших данных может не оказаться в базе РСА, и это уже будет квалифицироваться как сговор при подделке документов. Не бойтесь проходить техосмотр, самое главное, чтобы у вашего «железного коня» все было нормально с тормозами, подвеской и ходовой частью. Машина же не может пожаловаться, что у нее что-то скоро отвалится. Пусть лучше мастер все вовремя проверит.

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

Оставить комментарий