Черное и белое пространство артистических кругов Ноябрьска представили на фестивале «Будь больше»

Фото Дмитрия Агатия

В Ноябрьске прошел третий фестиваль современного искусства «Будь больше». Это было ожидаемое событие, и, если в предыдущие годы фестиваль проходил в Ночь искусств, то в этот раз он занял индивидуальную нишу в последний уик-энд осени.

Под крышей Музейного ресурсного центра собрались свободные художники и другие творческие люди. Как утверждает основатель культурной тусовки, главный режиссер КСК «Ямал» Андрей Филонец, «приходят все, у кого есть желание творить, созидать, делиться своими работами, мыслями, эмоциями». Вновь прозвучал основополагающий принцип культурного форума: «Мы за искусство без политики, социальной напряженности и провокаций».

Один раз в год музей открывает двери для нестандартных арт-объектов, таких, чье, быть может, неблагообразное начало в обычные дни попадает под шквал критики.

– Искусство – это свободное пространство, которое принимает любые мысли и задумки, – разделяют философию Андрея Филанца его единомышленники.

Экспонаты, фотозоны, выступления творческих коллективов – выставочный калейдоскоп крутился два дня. В фестивальной феерии мелькали лица и фигуры:  зрители уходили и возвращались, чтобы еще раз посмотреть спектакль, послушать любимую группу, пообщаться. Поспорить о современных тенденциях в живописи, дизайне, фотографии.

Свобода личности, творчества, мысли

Поменялась не только дата проведения «Будь больше», поменялся фестивальный формат: появился спикер, внимание к которому было приковано в день открытия культурного форума.

Знакомьтесь, гость из Екатеринбурга – Рома Бантик.

– Мне 24 года, я пропагандирую визуальное искусство, – так представился молодой человек обступившим его журналистам. – Занимаюсь арт-дизайном баров, ресторанов, картинных галерей. На одном из биеннале современной живописи мне в голову пришла идея, что буквами можно ловить момент – здесь и сейчас. Делать перформанс с каллиграфией. Когда-то я рисовал меловые доски в кафе и писал на них меню. Сейчас я не берусь за такие вещи, потому что занимаюсь воплощением визуального опыта жителей города. С теми, кто видит искусство, как обои, с такими заказчиками мне не по пути, для меня каллиграфия — это как пряности на хорошо приготовленном блюде: все зависит от общего контекста.

На фестивале Рома Бантик представил начертания слова «человек».

– Меня это воодушевляет: человек – пятая стихия, наравне с водой, огнем, землей, воздухом. Я двигаю свое искусство, и оно находит отклик. Организаторы вечеринок, конкурсов, фестивалей видят, что я вписываюсь в концепцию их тусовок,  зовут общаться. Обычно я делаю презентацию и говорю, что нужно людям. Например, в Екатеринбурге я изобразил фразу «дитя мира» на разных языках, шрифты плотно прилегают друг к другу, и это означает, что мы все близки. Не разделяю искусство и жизнь, считаю, что любое творчество помогает развивать интеллект.

Инструмент из Австралии, йога из Индии, боди-арт из Европы

Ноябряне представили не менее интересные проекты. Например, Елена Круглова, которую зрители запомнили по прошлогоднему фестивалю, как ландшафтного дизайнера, в этом году смастерила удивительный рояль, крышка которого сплошь проросла розами марки «Флоранс», а еще розовыми кустами и пушистой зеленью.

– Полтысячи цветов украсили инструмент, – улыбается Лена. – Это меньше, чем пошло на платье из лепестков (проект-2018 – Прим. авт.), но также красиво и необычно.

Екатерина Бурмистрова из Школы йоги и здоровья разукрасила всех желающих светящимися штрихами, при этом не пользовалась никакими трафаретами и наносила исключительно фантазийный рисунок. А ее муж – Кирилл Драшко удивил всех диковинной дудкой наподобие трембиты, около трех метров в длину. Оказалось, что инструмент называется «диджериду», в Ноябрьск он попал с острова Бали, а туда его привезли австралийцы. Вот такое почти кругосветное путешествие совершило это изделие из палисандра. Кстати, австралийские аборигены делают такой духовой инструмент из полого ствола эвкалипта, звуки он издает плотные и мощные.

Музыкальную тему продолжил рок-клуб «Сумерки» КСК «Ямал». Три известных в городе рокера – Андрей, Дмитрий и Константин – показали себя в другой ипостаси: за основу парни взяли репертуар и манеру исполнения девяностых годов. Спортивные штаны, куртки, банданы, темные очки – не дать не взять, дискотека «Авария». Назвали они свой коллектив «Base» и пригласили четвертого участника – танцора Диму-электрошокера, хотя сами парни именуют его менее обидно – просто «талисман».

– Дима бегает, прыгает, двигается, ни минуты не стоит на месте, такой вот живчик, динамо-машина – представил его публике Андрей, солист «Base».

Публика неистовствовала. Мощнейший заряд бодрости, энергии и позитивных эмоций получили ноябряне от выступления артистов.

В чувство народ (после подтанцовок и свиста фанатов) привели  драматические актеры. Они предложили залу двадцатиминутное действие, иммерсивный спектакль (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения» – Прим. авт.). И хотя лица все были знакомые, постановка не имела отношения к муниципальному театру. Впрочем, Анатолий Лобанов – худрук ноябрьской труппы, присутствовал на фестивале в качестве зрителя, так же как и его жена – актриса Ирина Коваль. В данном случае они лишь лицезрели постановку коллег под эгидой нового коллектива, прозванного «ЗАноЗА». Напомним, что в иммерсивном варианте нет зрительного зала в традиционном смысле, а значит, нет и «четвертой стены», отделяющей сцену от партера.

– Такой театральный променад, – подслушала я разговор в глубине зрительских рядов. – Актеров можно потрогать руками, пройти вместе с ними по импровизированной комнате туда и обратно. Все в шаговой доступности.

И это тоже один из постулатов фестиваля: не только «будь больше», но и смелее. Отбросьте рамки, шаблоны и запреты.

 

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

Оставить комментарий