Та же любовь, только по-башкирски. Что заставило зрителей спектакля «Любишь – не любишь» плакать и смеяться одновременно

Они оказались в Ноябрьске почти случайно и оставили яркий след в сердцах зрителей. Речь об актерах Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. Спектакль «Любишь – не любишь» прошел в нашем городе в минувшую субботу.

Легкость перевода

В фойе у гардероба служащая театра предлагает специальные наушники для синхронного перевода: спектакль идет на башкирском языке. Многим зрителям данный аксессуар без надобности: башкирским или же татарским они владеют с детства. А вот я беру себе такое устройство.

– Когда спектакль начнется, нажмите вот эту кнопочку. В антракте обязательно выключите. А это колесико – громкость, – инструктирует хозяйка гарнитуры Лилия Кунакаева. Именно ее голос я потом слышал через наушник.

Зрительный зал ГДКиК «Русь» почти полон. Свободные места есть, но их очень немного. Вот из колонок раздается музыка, и в проходах неожиданно появляются два странных персонажа. Мужчина одет в вывернутый наизнанку кожух и козлиные рога, молодая девушка – в классическую балетную пачку. Менее удобосочетаемых образа даже трудно себе представить.

По ступенькам пара проследовала на авансцену. «Козел» подошел к микрофону, что-то заговорил на башкирском языке, потом швырнул на пол смартфон и начал яростно его топтать – вероятно, предлагал зрителям отключить мобильные гаджеты. Такой была «увертюра» к спектаклю.

Абдулла и Фатима

Жили-были Старик со Старухой. Не у самого синего моря, а в глухом башкирском селе. Они прожили вместе всю жизнь, и настолько вросли друг в друга, что стали единым целым. В суете житейских будней они не задумывались о том, что рано или поздно смерть разлучит их. И когда это время пришло, вся жизнь пронеслась перед глазами, как один миг.

Вот Абдулла и Фатима только сыграли свадьбу – оба молодые, красивые, полные сил и надежд. Вот беременная Фатима от тяжелой работы потеряла ребенка – детей у них больше не будет. Вот жена, заподозрив мужа в измене, чуть не застрелила его из ружья. А потом, поняв, что могла сделать непоправимое, бросилась в объятия супруга.

Радости, горести, победы и утраты – всё и всегда они переживали вместе. Вот только…

– Любишь ли ты меня, Абдулла? Ни разу в жизни ты не говорил мне этого…

– А ты, Фатима, что будешь делать, когда меня не станет?

– Ничего не буду делать – тоже умру. Зачем мне жить без тебя?

Тонкая и пронзительная драматургия, блестящая игра актеров не оставила равнодушной ноябрьскую публику. Люди и смеялись, и плакали, и, затаив дыхание, вслушивались в каждое слово на сцене. Когда зазвучали финальные аккорды и артисты вышли на поклон, многие в зрительном зале вытирали слезы.

Порадовала маму

– Это самая крутая постановка, которую мы когда-либо видели.

– Настоящий классический театр переживания – такой, каким он и должен быть по Станиславскому.

– Я даже не ожидал, что спектакль так заденет меня за живое.

Такие отзывы я услышал от зрителей. Удалось пообщаться и с самими актерами. Исполнитель роли Старика, народный артист Республики Башкортостан Олег Ханов рассказал, что эту пьесу в конце прошлого века написал известный башкирский драматург Флорид Буляков. Много лет она шла в их театре, затем была снята с репертуара. В 2007 году пьесу снова вернули к жизни, но уже в другой, более современной постановке. Ее сделал молодой режиссер Ильсур Казакбаев. Именно он ввел в спектакль новые интермедийные персонажи – Козла и Цыпленка (балерину), которые как бы олицетворяют ангела и демона, добро и зло, жизнь и смерть.

Кстати, роль Цыпленка исполняла наша землячка Анастасия Буркова, выпускница Детской школы искусств Ноябрьска, а ныне – студентка третьего курса Уфимского института искусств. Как тесен мир!

– Мне предложили эту роль, когда я еще училась на первом курсе, – рассказала Настя. – Когда я узнала, что мы едем с гастролями на Ямал, очень удивилась: почему в Муравленко мы выступаем, а в Ноябрьске – нет. Потом – ура! – оказалось, что и в Ноябрьске будем играть, я с мамой встречусь.

Мама, кстати, тоже присутствовала на спектакле.

Первые сто лет

Приезд башкирского театра в Ноябрьск случился не по щучьему велению, а стараниями нашей национальной диаспоры. Как рассказал НИ председатель региональной ассоциации татаро-башкирских общественных объединений Ильдус Резяпов, именно представители диаспоры договорились с администрацией театра о том, чтобы спектакль прошел и в Ноябрьске. Более того, благодаря местным предпринимателям-меценатам, вход на него сделали бесплатным. А в антракте публику угощали чаем и выпечкой.

– Ноябрьские зрители оказались теплыми и душевными, – поделился Олег Ханов. – У нас с первых же минут спектакля установилась тесная эмоциональная связь с залом. Так бывает не всегда. Зато когда такой контакт случается, играть очень легко.

А еще маститый актер и художественный руководитель театра имени Мажита Гафури рассказал, что в следующем году театру исполняется ровно сто лет. В рамках юбилея намечен большой гастрольный тур по российским городам и за границу. Приедут ли артисты еще раз на Ямал, пока неизвестно. Если бы это произошло, думаю, зрители были бы счастливы – даже те, кто не владеет башкирским.

Фото Вячеслава Овчинникова.

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

Оставить комментарий