Старая «Женитьба» в обновленном «Нефтянике». В Ноябрьске всероссийский Год театра начался с главной премьеры НГТ

Открытие первого театрального сезона 13 декабря в Ноябрьске – событие уже само по себе неординарное, можно сказать – историческое. Еще большего лоска ему придали два сопутствующих обстоятельства.

Корсеты и турнюры

Одно – так и вовсе федерального масштаба. Дело в том, что именно 13 декабря 2018 года, согласно указу президента РФ, в России официально стартовал Год театра. Второй фактор имеет местное значение: именно премьерой спектакля Ноябрьского городского театра был открыт после ремонта зал ЦД «Нефтяник», который, наконец, стал современным, комфортабельным очагом культуры, отвечающим всем требованиям сегодняшнего дня.

Внешне сие знаменательное событие тоже было обставлено с подобающим размахом. В фойе «Нефтяника» гостей встречали персонажи, облаченные в костюмы начала XIX века. Корсеты, воланы и турнюры у дам; сюртуки, жилеты и цилиндры у кавалеров сразу же уносили посетителей в сказочный мир Мельпомены. У стены, за большим роялем, во фраке и белоснежной манишке сидел «живой» пианист. Он вдохновенно исполнял ноктюрны Шопена и вальсы Штрауса. Зрители, близкие к местной богеме, без труда узнавали в маэстро преподавателя Детской музыкальной школы №2 Василия Подлесного.

Рядом с роялем задумчиво стоял невысокий человек в черном плаще с фалдами, в цилиндре и с тростью. Тонкие усики по-гоголевски обрамляли верхнюю губу. Неужели это сам классик? Да, это он – правда, в исполнении актера НГТ Андрея Мотева. Забегая вперед, скажу, что эта роль у него сегодня – не единственная.

Колонны, поддерживающие вестибюль «Нефтяника», были преобразованы в афишные тубы в стиле ретро, на которых красовались афиши спектаклей Ноябрьского городского театра. Вот самый первый – «Станция», вышедший еще в мае. Вот «Женская доля», «Арт», «Исповедь контрабасиста» – местным поклонникам кулис в этом году уж точно не приходилось скучать. А вот и «Женитьба» – спектакль, который должен официально открыть первый театральный сезон в городе, хотя, фактически он и так давно открыт.

Классический случай

Почему Гоголь? Такой вопрос я задал художественному руководителю НГТ и режиссеру-постановщику Анатолию Лобанову.

– Мы посчитали, что официально открывать свой первый сезон нужно обязательно классикой, – последовал ответ. – Ну, а Гоголь – мой любимый писатель. Это для меня, если хотите – сам русский театр. Да, его сложно ставить, особенно в реалиях современной жизни, но тем интереснее это делать.

Хрестоматийная комедия середины XIX века в интерпретации режиссера Лобанова и исполнении актеров Ноябрьского городского театра смотрелась и классически, и современно. Чувствовалось, что творческая группа старалась не отходить ни от буквы, ни от духа Гоголя. Оригинальный текст – безо всякой отсебятины, костюмы – по моде того времени. Они, кстати, были заказаны аж в Кирове. Не громоздкие и очень стильные передвижные декорации изготовлены в театральных мастерских Екатеринбурга.

Ну, а современности спектаклю придавал целый букет интересных и «вкусных» находок, которые комедию действительно делали комедией. Это и приступы заливистого хохота у тетушки Арины Пантелеймоновны, которые можно было купировать только с помощью кусочка сахара (актриса Снежанна Валиева – кстати, наша, из Ханымея), и «балетный станок» для главной героини Агафьи Тихоновны (Ирина Коваль) в виде метлы в руках озорной Дуняши (Анастасия Королева). А как восхитительно фальшиво трио женихов (актеры Сергей Сухопаров, Антон Судеев, Сергей Козенков) исполняло известную итальянскую песню «Санта Лючия»!

– Когда мы репетировали этюдным методом, многие вещи возникали спонтанно. Что-то импровизировали сами актеры. Потом они забывали об этом, а я все записывал. В итоге мы отобрали самые удачные находки, и вставили их в спектакль, – раскрывает секрет Анатолий Лобанов.

Единственное, что изменил режиссер – финал. Гоголевской развязки, в которой все шишки достаются другу главного героя Кочкареву (Антон Григорьев), зрители не увидели. Вместо этого прозвучал некий философско-мистический аккорд: сбежавший со сватовства Подколесин (Андрей Мотев) снова превратился в Гоголя – а именно в этой роли он выступил и в прологе к спектаклю. Таким образом, сценическое произведение логически закольцовывается, что придает ему особую утонченность и совершенство. В общем, концовка, как мне показалось, получилась даже глубже, чем мог предположить автор, когда писал свою бессмертную комедию.

Благодарный зритель

Вряд ли стоит упоминать о том, что в зрительном зале не было свободных мест. Говорят, билеты на спектакль разлетелись дня за два. В числе зрителей, кстати, были и VIP персоны: депутат Тюменской областной Думы Николай Яшкин, заместитель губернатора ЯНАО Татьяна Бучкова, директор окружного департамента культуры Евгений Колтунов. Татьяна Бучкова, официально открывая Год театра, отметила, что именно Ноябрьск стал первым городом на Ямале, где появился свой муниципальный театр.

Был, разумеется, и глава ноябрьской администрации Алексей Романов. Спектакль ему так понравился, что он пообещал больше не пропускать ни одной премьеры НГТ:

“Сегодня мы получили хорошую возможность отдохнуть, посмеяться, на какое-то время отвлечься от повседневных дел и забот, которых к концу года обычно наваливается особенно много. Лично мне спектакль очень понравился. Ярко запомнился эпизод, где главный герой говорит, что если бы он был правителем, он бы всех обязал жениться. За этой шуткой, на самом деле, стоит глубокий смысл. Ведь человек не должен быть одиноким.

За такой шикарный подарок городу, как собственный театр, хочу сказать большое спасибо губернатору и правительству Ямала. Впереди нас ждет много премьер – как взрослых, так и детских. А значит, в нашем городе станет больше людей, влюбленных в театр.

Говорят, в век цифровой экономики, который наступит даже быстрее, чем мы думаем, многие людские профессии отомрут – работу будут выполнять автоматы. Но, я уверен, такая судьба не грозит сфере культуры. Ведь искусство – это, прежде всего, чувства, эмоции. Их не сможет дать ни один робот – это подвластно только человеку”.

P.S. Ноябрьск давно называют нефтяной столицей Ямала. Теперь, думаю, у него есть все основания получить еще один неофициальный статус – культурной столицы округа.

Фото Дмитрия Агатия.

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

Оставить комментарий