60 минут с Вампиловым. В Ноябрьском театре бытовую комедию углубили до философской притчи

Ноябрьский городской театр представил свою очередную премьеру – спектакль «Дикие» по мотивам пьесы Александра Вампилова «20 минут с ангелом».

Похмельный синдром
Выдающийся советский драматург Александр Вампилов рано ушел из жизни, но оставил потомкам бесценный багаж произведений. Его пьесы “Старший сын” и “Утиная охота” вошли в сокровищницу отечественной литературы. Одноактная пьеса «20 минут с ангелом» из цикла «Провинциальные анекдоты» не столь известна широкому зрителю, хотя и она много раз ставилась на сцене как профессиональных, так и любительских театров.

Художественный руководитель НГТ Анатолий Лобанов говорит, что Вампилов – один из любимых его авторов. Вышеупомянутую одноактовку, написанную в конце 60-х годов прошлого века, он взял в работу потому, что она по сей день не утратила актуальности. Да и вряд ли утратит в будущем. Ведь тема, которая в ней затрагивается – вечна.

Угаров и Анчугин, двое командированных в другой город мужчин (актеры Сергей Сухопаров и Сергей Козенков), пропили все деньги и на опохмел попытались взять в займы у своих соседей по гостинице.

Им и нужно-то было всего 3 рубля 62 копейки – столько стоила тогда бутылка водки. Однако в долг никто не давал. От отчаяния один из пьянчуг, высунувшись в окно, начал громко взывать к прохожим. Делал он это, разумеется, без всякой надежды на успех. Однако помощь неожиданно пришла. Совершенно незнакомый человек (в роли агронома Хомутова – Андрей Мотев) принес им не «трешку», а целых сто рублей – большие по советским временам деньги. И не взаймы, а просто так – безвозмездно, от чистого сердца. Но ведь такого не может быть! Ну, в самом деле, кто же в здравом уме и трезвой памяти вот так – за здорово живешь – возьмет и отдаст такую сумму первым встречным!

Ни беспутные главные герои, ни их «благополучные» соседи по гостинице не могли в это поверить и устроили благотворителю настоящую травлю. Поверили же только тогда, когда он раскрыл истинную причину своего поступка. Причину очень для него неприятную – она жгла его сердце и терзала душу. Впрочем, не буду раскрывать всех секретов пьесы.

Смех – это серьезно

В афише к спектаклю было написано, что он поставлен «по мотивам». То есть, авторы привнесли в него что-то свое. Режиссер Анатолий Лобанов вампиловскую «короткометражку» дополнил ярким прологом, рассказывающим, что предшествовало мрачному похмелью главных героев. Добавил двух действующих лиц – разбитных девиц, с которыми наши гуляки весело проводили время. Первая часть спектакля изобилует смешными репризами, элементами буффонады и пантомимы. Было очень забавно наблюдать, как герои просыпаются, мучаются с похмелья, ищут вожделенную «трешку». Чтобы зал покатывался со смеху, актерам (вот уж убедительно сыграли!) часто даже не нужно было произносить свои реплики.

Потом Лобанов раскрыл секрет: эти смешные находки и примочки оказались самыми трудно дающимися элементами постановки. От некоторых интересных находок сознательно пришлось отказаться, чтобы не скатиться в пошлость, не разрушить тонкую материю вампиловского мироощущения.

Несколько видоизменил режиссер и финал. Он сделал его более глубоким, философским и трогательным. То, что начиналось как бытовой анекдот, закончилось, как притча. И это, без сомнения, еще более повысило художественную ценность спектакля.

Очень помогла сценография. Стараниями Анатолия Лобанова и художника-постановщика Дениса Денисова, вместо традиционного гостиничного номера перед зрителем предстало нечто совершенно иное. В центре сцены возвышалась пирамида со ступенями, увенчанная шпилем телевизионной антенны. Как выяснилось ближе к развязке, это было сделано не просто так: в финале пирамида стала для героев некоей концептуальной Голгофой, а антенна – крестом.

Вообще, насколько я заметил, в спектаклях Лобанова на сцене ничего не стоит и не висит «просто так». Каждая деталь имеет свой смысл и подтекст. Каждый предмет мебели или реквизита вместе с актерами играет свою роль, помогая донести авторский посыл до зрительских сердец.

Надо отметить, публика посыл уловила. На финальных аплодисментах кое-кто даже прослезился.

– Часто мы пренебрежительно относимся к милосердию, состраданию. В погоне за какими-то сиюминутными благами и выгодами люди забывают о том, что они люди – существа, наделенные душой. И спектакль все это очень хорошо дает прочувствовать, – поделилась впечатлениями одна из зрительниц.

– Мы старались предельно аккуратно обращаться с духом и буквой Вампилова, равно как и с религиозными нюансами. Ведь и то, и другое – очень тонкие и деликатные вещи. Где-то немного пережал, и всё порвалось, – размышляет Анатолий Лобанов. – Надеюсь, автору пьесы понравилось бы то, что у нас получилось.

К следующему показу спектакля, который состоится 27 марта, режиссер и актеры еще многое хотят доделать, отшлифовать. А возможно, и привнести в постановку что-то новое. Ведь театр – это живой организм. Он не терпит статики и хиреет от штампов.

Фото Дмитрия Агатия.

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

1 комментарий

Оставить комментарий