Сочи – Абхазия – Крым – Донбасс. Что увидел и о чем задумался корреспондент НИ во время своего путешествия на юг

20170729 161249

Путешествовать на своем автомобиле – дело интересное и увлекательное. Много куда можно заехать, много чего посмотреть. После отпуска на колесах всегда остается масса впечатлений и поводов для размышления.

Жизнь удалась!

Черноморское побережье Кавказа остается для россиян самым востребованным маршрутом. Хотя, как отмечают местные жители, в этом году отдыхающих несколько меньше, чем в прошлом и позапрошлом. Видимо, сказался официальный «камбэк» Турции и Египта.

Дороги от Анапы до Сочи летом всегда забиты машинами с номерами самых разных регионов. В том числе, конечно, и «89». На горных серпантинах выстраиваются километровые колонны. Ехать со скоростью 40-50 километров в час – занятие очень утомительное. Еще утомительнее стоять в пробках, которые там повсюду. На дорогу в пятнадцать-двадцать километров можно потратить час, а то и два. Зато из центра Сочи в Адлер можно домчаться минут за пятнадцать по пробитым в горах тоннелям – сколько их там было построено к Олимпиаде, даже трудно сосчитать. А из Адлера шикарная магистраль ведет на Красную Поляну и Роза Хутор – горнолыжные курорты, застроенные фешенебельными отелями мирового уровня. Впрочем, простому россиянину отдыхать во всех этих «Рэдиссонах» и «Мариоттах» еще долго будет не по карману.

Сам город Сочи словно бы кичится своим гламурным лоском.

«Посмотрите, какие мы крутые!», – изо всех уголков города кричат фешенебельные новостройки, сверкая на солнце панорамными окнами. В шикарных кабриолетах разъезжают уверенные в себе джентльмены и надменные леди с длинными загорелыми ногами и неестественно пухлыми губами.

«Жизнь удалась». Таким, наверное, должен быть главный слоган современного Сочи. Вот только… пробки, черт бы их побрал!

Ностальгия

С лоснящимся от гламура Сочи резко контрастирует соседняя Абхазия. Всего несколько километров на юг, пару часов стояния на КПП – и ты словно в другом мире. Мире, где нет домов из стекла и бетона, гладких как лодыжки Ольги Бузовой дорог, автомобильных пробок. Мире, где ты чувствуешь, будто вернулся в Советский Союз. Только сильно обветшавший и обезлюдевший.

Шикарные пляжи Гагры полупусты. По городу вальяжно прогуливаются коровы – их на улицах больше, чем машин. Кое-где встречаются разрушенные дома.

20170718 104358

20170718 111644

Война между Абхазией и Грузией закончилась больше двадцати лет назад, но дома сих пор не восстановлены. Видимо, жители бедной, но гордой республики не хотят утруждать себя излишней работой. Пользуются тем, что было построено еще в Советском Союзе, а на хлеб насущный им дают заработать туристы из России. Их здесь намного меньше, чем в Сочи, но они все же есть – любители ностальгической тишины и противники гламурного кича найдут в Абхазии то, чего уже нет в России. Хорошо, если бы их там еще не грабили и не убивали.

Синдром изолированности

Еще один уголок России, пока не «обезображенный» гламурным лоском – Крым. Если купить билет на паромную переправу по интернету, не придется стоять в очереди на погрузку. Паромы между Портом Кавказ и Портом Крым курсируют чаще, чем наш автобус восьмого маршрута. Помешать этому отлаженному механизму может только штормовая погода.

20170726 031720

 

На всем протяжении трассы от Керчи до Феодосии работает тяжелая техника: параллельно с Крымским мостом строится сухопутная дорога. Гул бульдозеров и самосвалов не смолкает даже ночью. Отдыхающих тоже много, но не настолько, как в 2014 и 2015 году. Сбив первую оскомину, люди быстро поняли, что гораздо дешевле и комфортнее ездить в турецкую Анталью, чем в российский Крым.

О том, что цены на полуострове не соответствуют уровню сервиса и инфраструктуры, сегодня не говорит только немой. Первое, что лично мне бросилось в глаза – ценники на автозаправках. Бензин там на два-три рубля дороже, чем на материке. Цены на продукты вполне сопоставимы с ноябрьскими (разве что местные персики продавались по 50 рублей за килограмм). Цены же на съем жилья оказались просто неприличными. За однокомнатную квартиру на северной стороне Севастополя просили 3000 рублей в сутки.

«Вообще мы за 2500 сдаем, но вы же понимаете, скоро День флота!»

При этом за те десять дней, что я провел в Севастополе, в доме дважды гасло электричество, а вода из крана все время бежала такой тонкой струйкой, что помывка в душе очень напоминала сцену из кинокомедии про невезучих.

По всему Крыму на огромных билбордах развешаны портреты Путина с его цитатами. Думаю, те, кто санкционировал этот вернисаж, оказали нашему президенту плохую услугу. Во всяком случае, мне очень трудно было объяснить моему отцу, приехавшему из Украины, что в РФ вовсе нет культа личности, и для остальной России такая картина совсем не типична.

Впрочем, куда короче и красноречивее, чем я, ситуацию прокомментировал один местный житель, случайно услышавший нашу с отцом политическую дискуссию.

– Мы своего президента уважаем больше, чем вы своего, и, поверьте, есть за что, – убежденно заявил он.

Вообще, крымчане, с которыми я успел пообщаться, очень гордятся тем, что вернулись в Россию. Даже не смотря на то, что сама Россия, кроме новых паспортов с двуглавым орлом пока мало что им дала. В Крыму как были, так и остались проблемы с работой, маленькие зарплаты, перебои с энергоресурсами. Туда (какой позор!) боятся заходить ведущие российские банки и операторы связи. Даже АЗС там до сих пор работают под украинскими брендами. Изолированный от внешнего мира санкциями российский регион во многом продолжает быть изолированным и от своей родной страны.

Впрочем, жители полуострова верят, что это временные трудности. «Главное – мы теперь Россия!», – говорят они.

А мои родители, побывав в Крыму, получили хорошую прививку от «укропропаганды», с остервенением забивающей головы жителям Незалежной. Своими глазами отец и мать увидели, что крымские пляжи совсем не пустые, что магазины и рынки ломятся от товаров и что граждан Украины здесь принимают так же радушно, как и соотечественников.

20170731 144802

Боль и жалость

Я родился в городе Снежное. Он располагается в Донецкой области, на самой границе с Ростовской. Когда-то там у меня было много родных и друзей. Теперь осталась только престарелая тетка и ее сын-инвалид. Их я и решил проведать – первый раз после того, как на Донбассе разразилась война. Так, без труда преодолев пограничные КПП возле села Куйбышево, я оказался в Донецкой народной республике.

Одетые в камуфляжи с черно-сине-красными шевронами (это флаг ДНР) местные пограничники отнеслись ко мне и моему российскому паспорту весьма благосклонно. А когда увидели в графе «Место рождения» город Снежное, и вовсе заулыбались:

– Добро пожаловать на родину!

То, как все эти годы выживают мои донбасские родственники – тема отдельного материала. А скорее, романа в стиле хоррор. Единственное, о чем мечтает моя тетка – если будет обстрел, то чтобы сразу убило, без мучений.

Впрочем, боевых действий в Снежном не было с лета 2014-го – близость к российской границе обеспечивает жителям хотя бы физическую безопасность. А вот следы войны очень хорошо сохранились. Особенно, когда едешь по пригороду Снежного – Степановке. Только вдоль главной сельской улицы я насчитал с десяток разрушенных домов.

Мемориальный комплекс Саур-Могила в советские времена считался визитной карточкой Снежного. В годы Великой Отечественной там шли ожесточенные бои. Одну из главных высот Донецкого кряжа освобождали от фашистов почти полтора месяца. Сколько при этом погибло наших воинов, точно не установлено. Их безымянные кости до сих пор тлеют на каменистых склонах кургана.

После войны на Саур-Могиле построили большой мемориальный комплекс. В советское время на День Победы туда съезжались ветераны со всего Донбасса и соседних областей. Местных школьников под памятником воину-освободителю принимали в пионеры. Сорокаметровый обелиск, установленный на вершине старинного кургана, было видно за десятки километров.

Подъезжая к Снежному в этот раз, я знал, что не увижу знакомый памятник – его разрушили во время боевых действий еще три года назад. Но одно дело смотреть войну по телевизору, другое – увидеть все своими глазами.

20170708 080007

 

20170708 075948

Чувство, что частица твоей малой родины лежит в руинах, и эти руины – вот они, рукой можно потрогать…

Чувство, что земля, где ты родился, прозябает в нищете и разрухе, трудно описать.

Мои родственники, как дети малые обрадовались конфетам и печенью, которые в числе прочей «гумпомощи» я им привез. По словам тетки, таких лакомств они не могут себе позволить уже давно.

Я не знал, что ответить моему троюродному брату-инвалиду на его вопрос, больше похожий на крик души:

– Ну почему Россия нас не заберет к себе!

Не знал, и лишь глупо улыбался в ответ, чуть не выдав сакраментальное: «Ну, вы тут держитесь».

Конечно, они будут держаться. Будут столько, сколько потребуется. Ведь они тоже русские. Если не по паспорту, то – по духу.

Одной бедой меньше

Проехав по России в общей сложности около десяти тысяч километров, миновав одиннадцать регионов, могу сказать, что путешествовать на автомобиле с годами становится все приятнее. Вековая притча о разбитых российских дорогах, похоже, навсегда уходит в историю. Сегодня дороги у нас совсем не так плохи. Более того, они продолжают строиться и ремонтироваться. Это происходило практически везде на пути моего следования, а не только в Сочи или Крыму.

Повсеместно вдоль магистральных трасс стоят мотели и гостиницы, в которых можно с большим или меньшим комфортом переночевать и покушать. Причем, чем дальше от курортного юга, тем цены за номер будут ниже, а свободных мест больше.

Сейчас, в отличие от «лихих девяностых», совсем необязательно брать с собой бейсбольную биту или «травмат»: опасения, что вас в пути ограбят или угонят машину, минимальны. Здесь, кстати, надо отдать должное нашим правоохранительным органам, которые мы так привыкли ругать.

Что касается общения с инспекторами ДПС, то его тоже можно избежать, если не нарушать Правила движения. Бывают, конечно, и исключения, но, в основном, полиция сейчас старается работать с «клиентами» предельно вежливо и строго в рамках закона.

А если еще установить на автомобиль антирадар, то легко будет избежать и «писем счастья» за превышение скорости.

О чем еще думалось в пути? А вот о чем: какая все-таки огромная и красивая у нас страна! Ни у кого такой больше нет. Поэтому, простите за банальность, нам беречь ее надо и сохранять.

Фото автора.

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

Оставить комментарий