Любовь и голод. О трагедии блокадного Ленинграда сняли мелодраму

449796

Накануне Дня Победы в широкий российский прокат вышел художественный фильм «Три дня до весны». Картину о блокадном Ленинграде смогли посмотреть и жители Ноябрьска.

По формальным признакам (извините за юридический термин), до больших экранов лента режиссера Александра Касаткина немного не дотягивает. Избалованный голливудскими блокбастерами современный зритель не увидит в ней ни поражающих воображение батальных сцен, ни навороченных спецэффектов, ни головокружительных каскадерских трюков. Но ценность картины в данном случае не в этом.

Февраль 1942 года. Фашисты планируют заразить жителей осажденного Города на Неве чумой – самым страшным из всех инфекционных заболеваний. С этой целью они направляют в голодающий Ленинград диверсионную группу, которая должна похитить из научной лаборатории питательный раствор со спорами чумы, расфасовать в банки и под видом бульона продать на черном рынке. Но врагу не удается довести до конца свой чудовищный замысел: этому помешали советские контрразведчики и молодая женщина – врач-эпидемиолог, которая сама чуть не оказалась жертвой репрессий НКВД.

Только счастливый случай помог ей избежать ареста и расстрела. Счастливый случай и еще, конечно, любовь. Если вкратце, то таков сюжет детективной мелодрамы режиссера Александра Касаткина. Сюжет, надо заметить, почти полностью выдуманный сценаристами Аркадием Высоцким и Александром Бородянским.

Нет, не боевик, не исторический блокбастер, а всего лишь мелодраму предлагают зрителю авторы фильма. Впрочем, легкий жанр здесь никого не должен вводить в заблуждение. Речь-то по большому счету идет о Великой Отечественной войне, о блокадном Ленинграде. Этот город перенес столько бед и страданий, что не только нашим современникам, но даже тому, военному поколению это трудно было вообразить. До сих пор нет точных данных, сколько людей умерло от голода. Счет идет на миллионы. А ведь были еще бомбежки, артобстрелы, страшный холод, бандитизм. Людей убивали, расчленяли и продавали их мясо в виде консервов – такое тоже было.

Надо отдать должное авторам картины: к исторической канве они отнеслись очень бережно. Блокадный Ленинград в фильме выглядит так, как, наверное, и нужно было его показывать современному зрителю, чтобы не отпугнуть его. Жестко, но без патологии; страшно, но без нарочитого хоррора; больно, но с большой теплотой и состраданием.

Благодаря работе оператора и художника зритель ни на минуту не забывает, где и когда происходит дело. Вот девочка тащит на санках большой бидон с водой из Невы – водопровод в блокаду не работал.

Вот посреди красиво обставленной комнаты горит буржуйка, и труба выходит в оклеенное крест-накрест бумажными полосками окно. Отопления в домах тоже не было. Вот какой-то изможденный человек продает на барахолке картину. За свою фамильную реликвию он может выручить разве что булку хлеба да несколько кусков сахара. Значит, еще целую неделю можно будет что-то кушать.

Вот на заснеженном тротуаре лежит мертвый человек. Ему просто не хватило сил дойти до дома, чтобы умереть от голода в собственной постели.

За чувство меры, за внимание к деталям, за безграничное уважение к эпохе и какую-то чисто питерскую интеллигентность авторам фильма можно многое простить. И легкомысленный детективный жанр, и мелодраматический happy end, и заезженную до паранойи линию политических репрессий (как же без них в современном фильме про сталинское время?).

Картину «Три дня до весны» в чем-то можно назвать уникальной. Так уж сложилось, что о блокаде Ленинграда у нас создано крайне мало художественных произведений. Писатели и кинематографисты почему-то обходили эту тему в советское время, не слишком злоупотребляют ею и сегодня.

Да, тема страшная, неоднозначная и оттого очень сложная для художественного осмысления. Тем, кто осмелится ее затронуть, легко скатиться либо в дешевую патетику, либо в беспросветную чернуху. Создателям же «Трех дней» каким-то образом удалось всего этого избежать – за что им отдельный респект.

Где-то в прессе я вычитал, что Александр Касаткин планирует снять еще ряд фильмов на тему блокады. Хорошо, если они будут выдержаны в той же тональности. Вот только в сюжете хотелось бы увидеть не выдуманные, а реальные истории – благо их там столько было, что хватит на десять Голливудов и тысячу Ленфильмов. Да и жанр будущих картин неплохо было бы как-то дифференцировать. Все-таки мелодрама – не тот язык, которым пристало рассказывать о великой трагедии великого города.

Фото: vk.ru

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

Оставить комментарий