«Время первых» потрачено не зря. Почему фильм стоит смотреть и какие чувства он вызывает

времяпервых

«И все-таки мы сделали это»! – хотелось воскликнуть после просмотра художественного фильма «Время первых», премьерный показ которого начался в России с 6 апреля.

Да, наконец-то отечественному кинематографу удалось сделать по-настоящему качественный продукт, могущий составить достойную конкуренцию мировым бестселлерам.

18-19 марта 1965 года советский космический корабль «Восход-2», пилотируемый летчиками-космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым совершил полет, в ходе которого второй пилот, майор Леонов впервые в мире вышел в открытое космическое пространство.

Это было в разгар холодной войны Советского Союза с США, и космическая отрасль была одной из немногих, в которой СССР реально опережал своих заокеанских «партнеров». Те же буквально наступали нам на пятки. Поэтому как можно быстрее выпустить человека в открытый космос было для советского руководства задачей не столько технической, сколько политической – пусть даже ценой жизни наших космонавтов.

Обо всем этом и рассказывает фильм «Время первых», снятый продюсером Тимуром Бекмамбетовым – автором «Дозоров», «Ёлок» и прочего более или менее популярного ширпотреба – в содружестве с режиссером Дмитрием Киселевым и оператором Владимиром Баштой.

Памятуя о многочисленных отечественных кинопровалах последних лет, я шел в кинотеатр с изрядным чувством скепсиса. Однако то, что я увидел на экране в 3D изображении, вновь заставило меня уверовать в силу и мощь российского кино – не идущую, впрочем, ни в какое сравнение с силой и мощью отечественной космической отрасли.

Это оказался тот редкий случай, когда в фильме нет ничего лишнего, а то, что есть – все гармонично соподчинено друг другу.

Известные российские актеры Евгений Миронов (Леонов) и Константин Хабенский (Беляев) составили удивительно яркий и живой творческий тандем. Анатолий Котенев в роли железобетонного генерала Каманина словно воплотил в себе всю тоталитарную советскую систему. Но больше всего поразил Владимир Ильин. Обычно мы привыкли видеть его в каких-то гротесковых и эксцентричных ролях. А здесь он сыграл генерального (и гениального) конструктора Сергея Королева. Да так, что у меня даже сомнений не осталось: именно таким и должен был быть главный мозг советской космонавтики. Каманин и Королев как бы являлись художественными антиподами: если первый олицетворял бесчувственную государственную машину, то второй придавал ей живое, человеческое начало.

Отдельный респект оператору фильма. Сцена выхода Леонова в открытый космос была снята так, что зритель буквально собственными кишками ощутил всю жуть и величие Вселенной, всю хрупкость и ранимость нашей маленькой планеты Земля.

Лично мне особо запомнился такой кадр: крошечная капсула корабля на фоне космической бездны и парящая в безвоздушном пространстве фигурка космонавта, соединенная с этой капсулой шлангом. Так появляющийся на свет младенец соединен пуповиной с чревом матери. Не знаю, задумывали ли такую метафору авторы картины, но я ее увидел, и, признаться, был поражен.

Во «Времени первых», наконец-то, в полной мере присутствует то, чего так не хватало другим амбициозным кинопроектам последних лет. Так, в отличие от «28 панфиловцев» в картине удачно изображены не только машины, но и живые люди – с их характерами, эмоциями, болью, юмором. В отличие от «Викинга», здесь есть не только реальная историческая основа, но и мощный идейный посыл, который вызывает чувство гордости за страну и (что особо ценно) не имеет ничего общего с ура-патриотической конъюнктурой – настолько изящно и ненавязчиво он передан. Просто мы смотрим картину и искренне восхищаемся ее героями, осознавая притом, что ВСЕ ЭТО было на самом деле.

Такая вот гармония «души и тела» позволяет говорить о фильме «Время первых» как о заметном событии в отечественном кинематографе. Остается только пожелать картине удачного проката во всем мире. Она действительно того стоит.

 

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

1 комментарий

Оставить комментарий