Игры со смертью. То, с чем столкнулась журналист МИГа в подростковых интернет-сообществах, повергло в шок

igrisosmertyuПомните крылатую фразу «Кто владеет информацией, тот владеет миром»? Нашим поведением уже научились управлять, заставляя покупать ненужные вещи, потому что их красиво показывают в рекламе. Сейчас мы наблюдаем новые, более изощренные медиаманипуляции с человеческим сознанием. Но теперь от нас хотят совсем не денег. На кону – детские жизни…

Создается впечатление, что некто обладающий мощным техническим ресурсом испытывает новые тактики массового зомбирования через Интернет. Лаборатории по экспериментам над психикой нашли уютное пристанище в соцсетях. Речь идет о так называемых группах смерти, которые вербуют подопытных среди подростков – самой доверчивой и внушаемой категории интернет-пользователей.

Прежде чем написать материал, я неделю просидела в одной из, пожалуй, самых популярных у российской молодежи соцсетей – «ВКонтакте». Найти паблики, «работающие» над «сносом крыши», не составляет труда. Сейчас эти странные словосочетания у всех на слуху (называть их не буду, дабы не делать рекламу этой чертовщине). Многие из групп, куда я вступала, вскоре оказывались заблокированными, то есть зачистка злокачественных сообществ все-таки ведется.

Однако адская система, пустившая корни в виртуальном мире, похожа на мифическую гидру, у которой вместо одной отрубленной головы вырастает две новые: закрывшись по одному адресу, разлагающие разум паблики благополучно воскресают по другим ссылкам. Причем их контент всегда равносилен содержимому авгиевых конюшен – депрессивные картинки с циничными надписями, психоделическая музыка, аморальные комментарии троллей, искусственно создающих на странице массовку, и планомерное продвижение хештегов, указав которые на своей странице юнец попадает под «прощупывание» на ведомость. Как правило, эти ресурсы «прошиты» вирусами, ворующими персональные данные: если вы туда залезли, вас будут изучать – жертва или нет?

На второй день серфинга по группам смерти мой аккаунт в «ВК» взломали, пришлось заводить новый. У суицидальных групп есть еще одна особенность – они ведут в другие сообщества, зайдя в которые вы получаете щедрую порцию пропаганды наркотиков, сатанизма, нацизма или женоненавистничества.
Вряд ли столь мощную «гидру» создали разрозненные прыщавые первокурсники с компьютерного факультета, которые самоутверждаются за счет чужой беды. Некто с большими деньгами преследует очевидную цель – разрушить наше общество изнутри, сделать его озлобленным, неадекватным и управляемым.

В чем спасение? На мой взгляд, даже не в хорошей работе силовиков и жестком контроле над информацией, распространяемой в Интернете. Не менее важно поставить на серьезный государственный уровень централизованную воспитательную работу с подростками и их родителями. В погоне за красивой жизнью нас уже научили пренебрегать нравственными идеалами и семейными ценностями. В итоге мы расплачиваемся самым дорогим – теряем уважение, доверие, любовь и в конце концов друг друга.

Ирина Седова, начальник управления воспитательной работы дополнительного образования и защиты прав детства департамента образования:

– Мы знаем о существовании групп смерти в соцсетях, и у нас отработан четкий алгоритм противодействия им. В этой войне за психическое здоровье наших детей департамент образования выступает единым фронтом с врачами-психиатрами психоневрологического диспансера, сотрудниками ОМВД Ноябрьска, комиссией по делам несовершеннолетних. В феврале проведены совещания с директорами школ, их заместителями, социальными педагогами и психологами. Была показана технология вовлечения в игру, методика программирования ребенка на определенные действия, а также обозначено, какие дети попадают в группу риска. Как только школе становится известно о подростке, который вступил в смертельный квест, оперативно готовится официальное письмо в полицию. Педагоги приглашают на беседу родителей, рассказывают им последовательность дальнейших действий. Дело в том, что полномочия образовательного учреждения ограничены законодательством. И здесь ответственность за ребенка в первую очередь несет семья. Любые отклонения в поведении и эмоциональном состоянии подростка изначально должны заметить мама и папа. Именно они могут увидеть первые тревожные сигналы – порезы на теле, известные символы либо цифры на личной страничке сына или дочери в соцсети. Если что-то обнаружилось, не надо паниковать. Первое, что необходимо сделать, – посетить с ребенком медицинского психиатра. Это важно, не стоит недооценивать степень оказанного на школьника разрушительного воздействия. Второй шаг – создание скриншотов переписки ребенка с кураторами суицидальных сообществ. Эти изображения нужно приложить к заявлению в полицию. И в-третьих, родители имеют право инициировать блокировку группы смерти через официальный сайт Роскомнадзора, заполнив на этом ресурсе заявление и приложив к нему сделанные скриншоты переписки с администраторами деструктивного сообщества.

Татьяна Романюк, начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав:

– Не стоит разводить массовую истерию вокруг групп смерти, создавая им излишнюю рекламу. Во-первых, у большинства детей сформировано четкое понимание, что эти игры опасны, и в них вступают ребята, которые не могут решить свои проблемы другими способами. Во-вторых, у нас с 2013 года отлажена четкая система взаимодействия с подростками, имеющими суицидальные наклонности. Как только становится известно о попытке ребенка свести счеты с жизнью, в комиссии по делам несовершеннолетних создается рабочая группа. Мы выезжаем в семью, консультируем родителей, подключаем психологов, педагогов, врачей. Наша цель – выявить причину такого поведения несовершеннолетнего и исключить повторение суицида. В 2016 году в Ноябрьске было официально зарегистрировано две попытки детей уйти из жизни. Они не были связаны с соцсетями, а носили исключительно демонстративный характер. Рецидивов и летальных исходов с 2013 года еще ни разу не случалось. И слава богу.

Фото: bst.kometa.media/categories

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

Оставить комментарий