Ноябрьск-1986. Светят нам у нефтяных причалов маяки бессонных буровых

Фото из архива СВ

К 35-летию газеты корреспондент «СВ» подготовила очередной материал, основанный на реальных событиях, отраженных в публикациях.

Лозунг «Перестройка – требование времени!» не сходит со страниц периодической печати и экранов ТВ. Страна готовится к празднованию 69-й годовщины Октябрьской социалистической революции.

Предпоследний съезд КПСС

В конце февраля в Москве открылся XXVII съезд КПСС. Он утвердил основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года (курс на строительство коммунизма) и Устав партии. На съезде открыто прозвучала критика эпохи застоя – периода правления Леонида Брежнева и его преемников. Понятие застоя объясняло необходимость провозглашенного Михаилом Горбачевым курса на ускорение.
Все больше газетных материалов приобретают экономический уклон: у нефтяников идет катастрофическое отставание от плана, и только в июне цех по добыче нефти и газа № 1 – Холмогорское месторождение – достигает плановой добычи.

Не скудеет нефтяной бассейн

Появляются страницы, пропагандирующие передовой опыт. Самая ходовая рубрика – «Резервы ускорения: эффективное хозяйствование». В редакции «Северной вахты» проходит круглый стол, посвященный взаимодействию нефтедобытчиков и научно-исследовательских институтов. Нефть ямальских недр трудноизвлекаемая, НИИ предлагают эффективные способы повышения КИН (коэффициента извлечения нефти).

Начинает свое победное трудовое шествие бригада Ивана Скляренко из ЦДНГ-4 Пограничного месторождения. Много лет эти парни ходили в передовиках, добывая сверх плана сотни тонн нефти. Репортажи об ударниках труда занимают львиную долю газетной площади: рефрен – «Промыслам – грамотную эксплуатацию!». Если рассматривать эту тенденцию в исторической ретроспективе, то становится понятным, откуда такое внимание к нефтяной теме: цена на нефть упала более чем в два раза, до 11 долларов за баррель. Начался период низких нефтяных цен, обернувшийся катастрофой для экономики Советского Союза, который к тому времени прочно сидел на нефтяной игле. Благо, что рост цен на нефть, начавшийся после «бензинового кризиса» 1973 года, обеспечил Союзу валютные поступления, на них за границей покупалось зерно и другие товары. Цены на нефть достигли пика (41 доллар за баррель) в 1981 году и оставались на уровне 27-33 долларов до 1986 года. 7 июля к тому же рухнул американский фондовый рынок, который до этого быстро рос.

Одновременное разочарование инвесторов в акциях и нефти и привело к кризису, между нефтепроизводителями развернулась ценовая война.
Обширные сводки по добыче нефти на этом фоне абсолютно оправданы: там, где нельзя взять ценой, решено было брать объемом. «Светят нам у нефтяных причалов маяки бессонных буровых» – так назывались рейды журналистов на месторождения. Лариса Чернова публикует очерк о Михаиле Пасечнике, возглавлявшем в то время центральную промышленную геофизическую экспедицию (в середине девяностых Михаила Петровича назначат «генералом» «Ноябрьскнефтегазгеофизики», он будет избран депутатом Городской Думы, а несколько лет назад Пасечнику будет присвоено звание «Почетный геофизик ЯНАО»).

Начинается эксплуатация Новогоднего месторождения, которое изначально нефтяники называли «темной лошадкой»: нефтюшки оно, может, много и не дало, зато и по сей день поддерживает сеноманским газом «Газпром добычу Ноябрьск», а именно «газового дедушку», Вынгапуровский промысел.

МЖК, новые маршруты и станция Пелей

Корреспонденты днюют и ночуют на объектах соцкультбыта: строятся дом быта «Олеся», городской молокозавод. Появляется лозунг «Наш город – наша забота», который сопровождает Ноябрьск долгие годы. За чистотой и благоустройством следит главный санитарный врач Жанна Сигал: списки нерадивых хозяйственников публикуются каждую неделю, спуску Жанна Борисовна не давала никому. Зампредседателя горисполкома Антонина Вандрай первая в городе предложила открыть гимназию (лицей) в строящемся здании в четвертом микрорайоне. Тогда там был только фундамент и в городе активно обсуждали, что за новостройка появится на месте нынешней улицы 8 Марта. Почему решение исполкома так и не было реализовано, непонятно. Зато появились новые маршруты автобусов: 102, 103, 101 (прообразы номеров 1, 1а, 2а).

Строится вокзал на станции Пелей, а возведение КСК «Ямал» непозволительно затягивается (по документам в УКСе «Ноябрьскнефтегаза» культурно-спортивный комплекс проходил как склад-арочник). Так же медленно, с проволочками возводится цех по восстановлению молока.

В городе открылся музей трудовой славы – деревянное здание в Барском поселке было отдано под экспозицию, традиции музейщиков ковала Людмила Савченко (приезжавшая спустя много лет в Ноябрьск из Самары с обучающими семинарами).

В город на должность второго секретаря горкома ВЛКСМ приглашают Ирину Шкуратову (выпускницу историко-филологического факультета Тюменского государственного университета, закончившую альма-матер на два года раньше меня). С ее появлением зазвучал новый лозунг: «Школьной реформе – комсомольское ускорение». Все больше внимания руководители уделяют профориентации: набирают учащихся ПТУ № 39 под патронажем Тюменского областного отдела образования (нынешний колледж профессиональных и информационных технологий). В четвертом микрорайоне планируют возвести МЖК – молодежный жилищный комплекс: комсомольским планам было суждено воплотиться в жизнь – пятиэтажки из красного кирпича с надстроенной мансардой (6-й этаж) высятся сегодня среди сохранившихся сосен. Квартиры в эмжэковских домах и поныне пользуются спросом.
В Ноябрьск с гастролями приезжает группа Стаса Намина, меломаны и рокеры в восторге.

С учетом мнения читателей

Читательская почта «Северной вахты» за первое полугодие 1986-го увеличилась на 100 писем по сравнению с предыдущим годом. Всего за шесть месяцев пришло 340 отправлений. 22 послания из июльской почты были критическими, а 23 письма июля содержали ответы на запросы читателей.
Осенью в газете размещают подписной купон на 1987 год. Впервые журналисты публикуют анкету для читателей: анкетирование как метод изучения общественного мнения впоследствии будет часто использоваться. Так зарождалась наука социология.

Игнорировали запросы редакции управление жилищно-коммунального хозяйства, отдел торговли горисполкома, горбыткомбинат, ГАИ Ноябрьского ГОВД, пассажирское автотранспортное предприятие, трест «Холмогортрубопроводстрой». То есть те структуры, которые и сегодня частенько попадают под огонь критических замечаний, – ЖКХ, торговля, ГАИ, общественный транспорт.

На страницах газеты замелькали новые имена: фотографы Виктор Аксенов, Владимир Кошалковский. И хотя клише на металле были низкого качества – человека от фона отличить почти невозможно, фотокоры старались по максимуму: их черно-белые снимки легли в основу городского фотоархива. Информации репортера Николая Коржова заложили фундамент для молодежной газеты «Кругозор». По-прежнему остается популярной субботняя страница, впрочем, как и литературная: стихи и прозу читатели присылают с завидным постоянством (журнала «Сибирские истоки» тогда еще и в помине не было).

P. S. Перерыв всю подшивку за 1986 год, я так и не нашла в «Северной вахте» сообщения о взрыве на Чернобыльской АЭС. А между тем 26 апреля случилась самая крупная за всю историю атомной энергетики авария: во время планового испытания произошел мощный взрыв 4-го энергоблока с выбросом в атмосферу радиоактивных веществ, которые осели на Украине, в Белоруссии, Смоленской, Брянской, Тульской областях и достигли Восточной, Центральной и Северной Европы. СССР сообщило о взрыве лишь после того, как поступили сообщения о значительном повышении радиационного фона из Швеции, Дании, Финляндии.

Несмотря на опасность массового заражения, власти не отменили первомайскую демонстрацию в Киеве. С большим запозданием началось переселение жителей из 30-километровой зоны заражения. Впоследствии причинами аварии были названы «человеческий фактор: грубейшие нарушения персоналом технологического регламента» и «серьезные недостатки конструкции реактора».

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

Оставить комментарий