Завидуйте нам! Завидуйте! До самых седых волос… Как начинался Ноябрьск

На опубликованный в газете очерк «За романтикой на край света» пришел неожиданный отклик. Нам написал Ромуальдас Римкус, который в январе 1978-го прибыл в поселок Ноябрьский и работал в СМП-329.

Дело было так: ЦК ВЛКСМ Литвы вручило девятерым парням и трем девушкам комсомольские путевки на работу в управление строительства «Тюменьстройпуть». 1 января посланники братской республики постучались в контору СМП. Там им выдали валенки, зимние костюмы лесоруба, разместили в бамовском домике-общежитии. Все эти подробности я узнала в процессе общения с Ромуальдасом, а причина, побудившая его написать в редакцию городской газеты, была следующая.

– В газетной публикации о ветеране Севера Нине Юнусовой я прочитал такую ссылку: «30 августа 1978 года Тюменским облисполком было решено перенести строительство города Ноябрьск на 12 километров в район разъезда Ханто (на 213 километр железной дороги Сургут – Уренгой)». Мы, тогдашние путейцы из бригады Григория Волошина (СМП-329), узнали об этом намерении облисполкома раньше – в день укладки эстафетного железнодорожного звена.

Узнали от журналистов и киношников, прибывших 20 мая 1978 года на митинг на станцию Ноябрьскую. Абсолютно всех, кто работал на станции, – водителей, путейцев, энергетиков, лесорубов, строителей, поваров – это известие огорчило и обескуражило. Ведь мы были уверены, что строим город, а оказалось…

Но больше всего нас удивило то, что из-за ошибки проектировщиков в первоначальном выборе места (поселок Ноябрьский оказался в низине), из-за всей этой канители начальство приказало забыть обо всем, что было на 201-м километре. Там, откуда и начался, по сути, город.
При этом вся страна знала о первоначальном местонахождении Ноябрьска. Чиновники, партийные боссы и прочие начальники Тюменской области знали, что Ноябрьск начался на 201-м километре дороги Сургут –Уренгой.

Не по щучьему велению

Странное на первый взгляд письмо. Прочитав его и внимательно рассмотрев присланные фотографии, я поспешила в городской архив, ибо кто, как не архивариусы, могут либо развеять, либо подтвердить такую интерпретацию исторических событий. Начальник отдела по делам архивов администрации города Наталья Киселева опровергла упреки нашего далекого земляка, внесшего в строительство Ноябрьска свою лепту.

– Никто не забыл 201-й километр, и о дате прибытия первого поезда все горожане помнят. Павел Куприянович Петухов, начальник Строительно-монтажного поезда № 329, приехал на место будущего поселка 1 декабря 1976 года. Он-то и принимал впоследствии всех посланцев, комсомольцев-добровольцев. Петухов – почетный гражданин Ноябрьска, этот статус городские парламентарии присвоили ему в 2003 году. Так что ничто не забыто, никто не забыт.

В подготовленном архивом сборнике «Воспоминания первопроходцев Ноябрьска» в разделе «1976» три страницы: рассказывают о тех далеких временах сам Павел Петухов, бульдозерист Мехколонны-15 Леонид Тихомиров (МК-15 прибыла из поселка Мегион одновременно с передислокацией СМП-329), Анатолий Кашенко и Николай Котов – механизаторы. А вот 1977 год выглядит уже потолще: воспоминания нам на память оставили восемнадцать первопроходцев. Историю Ромуальдаса Римкуса следует поместить в год 1978-й, там уже и газовики – ГПУ «Вынгапургаз» оставили заполненные анкеты. Поселок Ноябрьский мужал и рос.

Из воспоминаний Римкуса

«Я хочу рассказать о первом поезде, прибывшем на станцию Ноябрьскую. Один из пяти (или шести) вагонов, отправившихся к нам из поселка Когалымский, был занят агитбригадой «Молодогвардеец». Так, по названию веселой команды, мы и прозвали весь состав. Артисты отправилась с концертами к геологам, поезд остался ждать их возвращения. Простоял он почти неделю. А чтобы вагоны не загромождали железнодорожный путь, мы установили стрелочный перевод: уложили рельсы согласно количеству вагонов.

На митинге, посвященном этому торжественному событию, играл духовой оркестр: строители были приглашены на концерт под открытым небом. После чего прозвучал призыв: «Вперед, на Уренгой!» У путейцев было еще много работы: зона ответственности СМП-329 простиралась до разъезда Чугу-Яха, это был 258-й км дороги».

Как это было, можно проследить по снимкам: спасибо Ромуальдасу за ценный фотоархив.

P. S. Редакция газеты обращается с просьбой к читателям: если кто-то пожелает поделиться воспоминаниями о первых годах освоения города, журналисты будут очень рады. Вместе мы сохраним историю Ноябрьска для следующих поколений – ваших внуков и правнуков.

ФОТО ИЗ АРХИВА РОМУАЛЬДАСА РИМКУСА

 

 

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях:

1 комментарий

  1. Разъезд назывался Чучу-Яха. Получил своё название от реки, впадающей в Апакапур в районе нынешнего Ханымея.

Оставить комментарий