Среди них Татьяна Тютюнникова, победитель окружного конкурса на получение образовательного губернаторского гранта.
16 учеников стали педагогами
Для Татьяны Александровны этот год оказался насыщенным, однако почивать на лаврах она не привыкла и даже удивилась, узнав о цели моего визита – написать о ней как о грантополучателе.
– В школе, помимо меня, еще три словесника в разные годы удостоены этой высокой награды: Любовь Ефремова, Валентина Публичко и Галина Постовалова. Галина Михайловна к тому же заслуженный учитель РФ. Когда рядом такие коллеги, стараешься им соответствовать, – говорит педагог.
Ноябрьск – второй город после Омска, где Татьяна оттачивала профессиональное мастерство. Окончила Тобольский педагогический институт и в 1996 году приступила к работе в средней школе сибирского мегаполиса.
– Очень важно, чтобы первые годы, когда ты еще молодой специалист, вокруг были доброжелательные товарищи. Это важно всегда, но в самом начале особенно, – вспоминает девяностые годы Татьяна. – Мой первый класс оказался уникальным: шестнадцать учеников выбрали своей профессией педагогику.
После окончания одиннадцати классов они поступили в пединститут на математический, филологический, исторический факультеты. И даже стали преподавателями физкультуры и социальными педагогами. А я в 1998 году участвовала в конкурсе «Учитель года» и оказалась победителем. Вскоре меня перехватил Омский кадетский корпус, где я три года преподавала русский язык и литературу и прошла суровую школу жизни. Теперь мне любые трудности по плечу. Там были жесткие требования, четкий регламент. За порядком следили прапорщики и офицеры, никаких вольностей. Помню, в ответ на мою просьбу изготовить стенды в виде открытой книги начальник учебной части ответил: «Форма и размеры установлены: хоть безобразно, зато единообразно». Так закалялась сталь.
Выручает знание методик
В Ноябрьске Татьяна Тютюнникова начала работать в колледже профессиональных и информационных технологий, а в 2013-м перешла в двенадцатую школу.
– Системы среднего общеобразовательного учреждения и профтехобразования отличаются друг от друга, – объясняет Татьяна Александровна. – В школе я взяла пятый класс: сейчас мои ребята уже девятиклассники, мы активно готовимся к ОГЭ.
Об особенностях преподавания русского и литературы учитель Тютюнникова рассказывает интересно и эмоционально: например, о том, что в тринадцати регионах России в прошлом году в качестве эксперимента ввели на экзамене по языку устную часть. Или о разных учебных программах: общеобразовательным стандартом и Минобразования разрешены учебники Маргариты Разумовской, а также рекомендованы учебники Светланы Львовой, Веры Бабайцевой. Бывает, что учителя заменяют друг друга, поэтому обязаны знать особенности каждого учебно-методического комплекса и владеть этими методиками в равной степени.
– Например, учебник Светланы Львовой – это вузовский курс филфака. Там дается расширенный курс фонетики, знакомство с редуцированными гласными. Если бы класс был социально-гуманитарный, где русскому в расписании уделено больше времени, то можно дать и эти знания, но в рамках обычной школьной программы они лишь перегружают учащегося. Тем более что профильные классы у нас десятые и одиннадцатые.
Успеваем все делать хорошо
– Вот уже несколько лет я участвую в Епархиальных Рождественских образовательных чтениях, – говорит Татьяна Александровна. – В этом году они вновь пройдут в Ноябрьске (два последних года были в Новом Уренгое. – Прим. авт.). С удовольствием обращаюсь к теме православия, в этом году направление для докладов звучит так: «Нравственные ценности и будущее человечества».
Кстати, участие в предметных конкурсах и олимпиадах – обязательное требование к педагогу, претендующему на победу в региональных состязаниях.
– На одной из конференций в рамках чтений я предложила вниманию слушателей краткое содержание программы по внеурочной деятельности «Голография слова». Эта идея возникла у меня на основе городского конкурса «Простые слова», придуманного центром «Ювента» еще в 2003 году.
Подростки в возрасте от 12 до 17 лет в форме эссе излагают свои представления о значении и употреблении повседневных слов, например, «счастье», «любовь», «вера», «люди». Я решила усложнить задачу: в моем представлении голография слова – исследовательский метод, позволяющий проследить значение многозначных слов, начиная с их этимологии и заканчивая употреблением в различных языковых стилях, – рассказывает об авторском проекте Татьяна Александровна.
В 2016-м воспитанники Тютюнниковой отправили на конкурс «Простые слова» восемнадцать работ. А в перечне победителей прошлогоднего конкурса «Молодежь Ямала против коррупции», объявленного Общественной палатой ЯНАО, в номинации «Письмо чиновнику» значится фамилия ученицы школы № 12 Валерии Валенбаховой.
– Это лишь одна из побед моих учеников, – говорит Татьяна Александровна. – А вообще, мы стараемся участвовать везде и во всем. Главное, правильно распределить время.
Фото Дмитрия Агатия